Калининградская область включена в реализацию нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в качестве одного из пилотных регионов. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит ряд задач государственной важности.
Одной из таких задач является эффективное внедрение и реализация в школах новой Программы воспитания. Эта программа создается школой самостоятельно на основе Примерной программы воспитания, разработанной специалистами ИСРО РАО.
Цель внедрения новой программы – выстраивание во всех школах России системы воспитательной работы на основе традиционных российских ценностей. Важно понимать, что нам необходимо осуществить «перезагрузку» школьного воспитания от его концептуальных оснований до форм, методов и оценки результатов. Этот процесс требует новых управленческих решений на всех уровнях.
Именно поэтому по инициативе Министерства образования Калининградской области 29-30 марта в Калининградском областном институте развития образования состоялись стратегические сессии с директорами школ г. Калининграда. Разработкой сессии занимались методисты Учебно-методического центра сопровождения системы духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования и Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК.
Модератором дискуссии о существующих проблемах в системе воспитания выступила Зорькина Лилия Алексеевна, ректор Калининградского областного института развития образования.
Заместитель министра образования Калининградской области Шишко Светлана Геннадьевна, начальник департамента дополнительного и профессионального образования, отдыха и оздоровления детей, безопасности образовательного процесса Барковская Лариса Юрьевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК Соколова Марина Евгеньевна — эксперты встречи — актуализировали важность выработки комплекса управленческих решений, направленных на эффективное внедрение и реализацию Программы воспитания в школе.
Организаторы дискуссии обратились к участникам как к руководителям, обладающим профессиональными компетенциями в области педагогики и управления образовательными организациями, имеющим опыт реализации инновационных проектов в образовании с предложением по выработке решений, позволяющих осуществлять системный подход к воспитанию, ориентируясь на традиционные ценности российской школы и сложившийся уклад.
Рассматривались возможные варианты модифицирования, выстраивания взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся и социальными партнерами школы. Обсуждалось информационное сопровождение воспитательной работы, возможные риски и пути их минимизации, организация деятельности штаба по воспитательной работе.
Одна из групп в ходе работы обсуждала перспективы деятельности общественных объединений в воспитательном пространстве школы и их ресурсы в развитии личности взрослеющего человека. Шевелев Борис Евгеньевич, председатель регионального отделения РДШ Калининградской области, координатор РДШ Ольга Козлова раскрыли возможности отделений РДШ и других общественных молодежных организаций, которые продуктивно реализуются в нашей области.
В завершении встречи были вручены фасадные таблички школам-инновационным площадкам и ресурсным центрам регионального проекта «Ценностный ориентир». Также был представлен сборник методических материалов «Методические материалы по разработке и реализации Программы воспитания в общеобразовательных организациях Калининградской области».