Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее
Память о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является краеугольным камнем нашего общественного сознания и объединяющим фактором для людей независимо от их национальной принадлежности или политических воззрений. Поэтому и неслучайны сейчас попытки «переосмыслить» историю Второй мировой войны таким образом, чтобы выставить нашу страну виновником войны.
Методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания г. Калининграда Лаане Елена Александровна на базе МАДОУ ЦРР д/с № 2 «Счастливое детство» провела мастер-класс по теме «Эффективные приемы актуализации памяти о Победе в педагогической практике» для педагогов дошкольных образовательных организаций города Советска – ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания. Цель встречи: побуждение к осознанию ответственности за историческую память и ее наследование через личное переживание.
Опираясь на авторский проект культуролога, руководителя семейного Центра «Рождество» Анастасии Абрамовой «Война в памяти семьи, как окошко в историю страны», Елена Александровна представила три подхода к актуализации памяти о Победе: «Семейные предания», «Мемориальная культура», «Песенный венок славы».
Особенно откликнулась у педагогов идея детско-родительской встречи «Свет нашей памяти в окошках родного дома», которая предполагает изготовление из картона макета окна, по дизайну максимально приближенного к дизайну окна их дома. В последствии в прозрачный треугольник окна можно поместить фотографию своего воевавшего героя и зажженную свечу, исполнить песню.
Никого не оставил равнодушным и третий мастер-класс «Песенный венок славы». Каждый военный год запечатлен в нашей памяти определенными образами, определенными песнями. Актуализируя их в сознании педагогов, родителей, мы присоединяем к нашей памяти и наших детей. Есть такие песни, которые кто-то заведет, а все подхватят. Такие песни – это общий язык народа. Военные песни и песни о войне – это такой народный язык памяти.
Существует такое явление, как «проблема четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей исторических событий прошлого, теряют связь поколений. Наша общая задача – сохранить эту связь, сохранить эту память и, в результате, сохранить жизнь.