В рамках реализации регионального проекта «Ценностный ориентир» 8 октября 2022 года для ДОО – региональных инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания Центром методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания «Центра диагностики и консультирования детей и подростков» был организован выездной семинар «Воспитательный потенциал культурно-исторического наследия г. Калининграда в становлении личности ребенка-дошкольника».
Участниками семинара стали 52 педагога из 24 детских садов Калининграда и области. Основная задача семинара – практические подходы к внедрению и реализации рабочих программ воспитания ДОО. Так как программа воспитания реализуется в социокультурном воспитательном пространстве, то педагогам самим необходимо понимать, что же в нашем социальном и культурном окружении является важным, что лежит в основе процесса приобщения к этим ценностям и готовы ли все участники образовательного процесса (и, в первую очередь, мы сами) руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. Калининградская митрополия Русской Православной Церкви уже давно является активным партнером региональной системы образования в вопросах воспитания. Именно это способствует тесному взаимодействию ДОО и приходов православных храмов на территории нашей области. Однако, перед педагогами встает вопрос: потенциал каких храмов города будет наиболее полезен в воспитании дошкольников, в формировании их ценностного поля? Ценности красоты, культуры, семьи, родины…
Ответы на эти и многие другие вопросы услышали участники выездного семинара. В Кафедральном соборе Христа Спасителя иерей Александр Топчий рассказал не только об архитектурно-художественных особенностях, но и святынях соборного комплекса, о том, как они отзываются в сердце ребенка.
Беседа о ценностях просвещения в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста проходила в пространстве храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия. Вместе с протоиереем Георгием Урбановичем погрузились в смыслы образов «буква», «Слово», «азбука», «книга», «мудрость».
Особо актуальным стал разговор с протоиереем Александром Соколовым, настоятелем храма св. кн. Александра Невского, о вере и верности, о стойкости и стоянии, о труде и преодолении трудностей, о войне и мире. К образу святого благоверного князя Александра Невского – мудрого правителя и защитника Отечества – очень часто обращаются в дошкольной педагогике. Все участники семинара сошлись во мнении, что совершенно изумительная роспись храма очень близка детям, погружает их в сказку, в мир чудес и героики.
Завершился семинар посещением Крестовоздвиженского собора и беседой с его настоятелем протоиереем Сергием Коротких. «Разговор о важном», «Ребенок и Церковь», «Я и Церковь» — так называли педагоги задушевную беседу с отцом Сергием. Об основных жизненных смыслах, определяющих отношение человека к окружающей действительности и о детерминирующих основных моделях социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности, шла речь. Одним словом, о социокультурных ценностях нашего народа, нашей общности, на которых стоим и стоять будем!
Встреча впечатлила своей необычностью. Мы посетили 4 храма, и каждый отличался своим колоритом. Храм на площади своей помпезностью, величием, храм Кирилла и Мефодия мягкие тона, успокаивающий молочный цвет, падающий рассеивающий свет приводит к умиротворению, сюда хочется прийти, посидеть, подумать, согреть душу, храм Александра Невского больше подходит для посещения с детками, вся роспись палехская действительно более приближена к детскому разуму, здесь пронизана нитью история России, и в то же время библейские сюжеты. Последний Крестовоздвиженский вызывает бурю эмоций т.к. это историческая кирха, дожившая до наших дней и сохранившая в себе колорит Кенигсбергской культуры. Каждая икона — это не просто написанный сюжет, а именно фигуры значимых людей, глядящие со старинных полотен.
Каждый из четырех храмов я посещала ранее. И в каждом я видела своё наполнение, свою красоту и особенность. Но вчерашняя ВСТРЕЧА С ХРАМАМИ — это ОТКРЫТИЕ: духовное, историческое, архитектурное, эстетическое, культурологическое, образовательное, воспитательное, идеологическое, педагогическое, душевное.
Я погрузилась во все эти области, созерцая в каждом храме фрески и слушая проникновенные откровения настоятелей.
Каждый храм наполнен любовью и заботой, библейским смыслом, историей, архитектурой и эстетикой по-своему, но в каждом главное — это душа батюшки! Каждый из них откровенно и проникновенно поделился с нами своими исканиями, переживаниями, заботой и радостью в становлении и жизни своего детища — ХРАМА!
Общение с батюшками помогло ответить на вопросы, которые я боялась себе задавать, но они живут со мной.
Благодарю Марину Евгеньевну и Елену Александровну за новые открытия и возможность работы над собой.