17 мая 2022 года в рамках Фестиваля ценностно-ориентированных воспитательных практик «Воспитание дошкольников – основа становления человека будущего» для педагогов дошкольных образовательных организаций нашего региона было организовано два трека.
Трек 1 «Формирование ценности познания в системе воспитания дошкольников» был посвящен презентации эффективных воспитательных практик в соответствии с познавательным направлением воспитания, представленном в Примерной Рабочей программе воспитания. Как отметила Ольга Васильевна Матюшко, заместитель заведующего МАДОУ д/с № 56 г. Калининграда – инновационной площадки по совершенствованию системы воспитания, координирующей деятельность сетевого проекта, главное – не соскользнуть в обучения ребенка и элементарную передачу знаний. Ценность познания в том, что человек, открывая для себя знания, меняется внутри, изменяет что-то в доме, обществе, государстве.
Проектная группа, включающая еще четыре ДОО – ресурсных центра, в течение года осуществляла деятельность по формированию ценностей познания. Опыт актуализации задач воспитания в парциальных программах ДОУ был ярко представлен коллективом детского сада № 1 «Березка» г. Светлогорска. Долгосрочный системный проект «Мастера своего дела» способствует не столько развитию детской финансовой грамотности в мире экономических отношений, сколько воспитанию человека, понимающего ценность труда, трудолюбивого умеющего уважать и ценить труд, желающего много и активно трудиться на благо своей страны.
Традиции празднования Дня знаний в детском саду как ценностного, значимого, радостного события для всех участников образовательных отношений представил детский сад № 56.
Педагоги детского сада № 6 г. Балтийска рассказали участникам трека, каким образом можно формировать и направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, придавать им действенность, нравственную направленность, как использовать их для мотивации дошкольников на познание. Проект «Гиганты прошлого» стимулировал детей (и их родителей!) искать ответы на вопросы: «Жили ли динозавры на территории Калининградской области», «Какие объекты природы похожи на динозавров», «Что стало причиной исчезновения этих древних гигантов» и т.п.
О развитии детской инициативы в проектной деятельности, о присвоении детьми ценностей познания, открытия, природы рассуждали педагоги МБДОУ д/с № 20 «Березка» г. Гурьевска. Они определили воспитывающую среду как совокупность окружающих ребёнка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Культуру взаимоотношения человека и природы. Проект «Вода – это жизнь» вышел за пределы детского сада и объединил в поисковой деятельности общности ДОО и социальных партнеров.
Развитию у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе, стремлению получать знания через книгу, формированию желания больше общаться с книгами, посвящен проект «Книга – наш лучший друг» детского сада № 36 г. Калининграда.
По итогам работы трека его участники определили, что для ребенка дошкольного возраста ценности знания заключатся в том, чтобы становиться умнее, служить Родине, благу других людей.
Трек 2 «Формирование ценности патриотизма в системе воспитания дошкольников» был организован в формате онлайн. Инновационная площадка, детский сад № 14 г. Гусева, и ресурсные центры проектной группы задумались, в чем же заключается патриотизм? С чего начинается Родина?
У каждого свои образы, которые вбирают в себя это понятие. Это место, где прошло твое детство. Это семья, родные и близкие люди. Это мама. Это сказки, колыбельные. Это дом, двор, улицы. Это необъятные просторы нашей страны. Это люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детства звучит вокруг. Это культура народа, его обычаи, традиции, которые нужно чтить.
Любовь к Родине и к природе — это основные ценности, которые лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. В основе формирования начал патриотизма – образы, личностно значимые для ребенка, имеющие опору на его социокультурный опыт.
Воспитание любви к своей малой родине – цель долгосрочного творческого проекта дошкольного отделения средней школы №2 г. Немана «Шкатулка с секретом». Каждая созданная шкатулка была особенной, уникальной и неповторимой, рассказывала о достопримечательностях родного города Немана Калининградской области.
Участниками проекта «Улицы наших героев» стали воспитанники всех ДОО сетевого проекта, их родители и педагоги. В детском саду № 74 г. Калининграда возникла идея познакомить детей и родителей с достопримечательностями и удивительными местами г. Калининграда и Калининградской области, используя современные технологии.
Формированию этики межнационального общения, развитию интереса и уважения к родной культуре, культуре других народов, населяющих территорию России, воспитанию доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности посвящен проект детского сада №101 города Калининграда «Поезд дружбы».
Ярким воплощением быта и традиций является народный костюм. В создании музея кукол, вдохновительницей и главным хранителем которого является бабушка одной из воспитанниц дошкольного отделения «Новостроевской средней общеобразовательной школы», самое непосредственное участие принимают и ребята. Они помогают жительнице поселка Липки Озерского района Фриде Адамовне Краус собирать кукол и наряжать их в национальные костюмы.
Участники трека определили, что патриотизм – не только сохранение памяти о войне и подвиге народа, хотя это очень важная составляющая, но и воспитание ценностного эмоционально-окрашенного чувства причастности к своему роду, культуре, природе.
ВОСПИТЫВАЕМ ЧЕЛОВЕКА ВМЕСТЕ
Подробнее: https://clck.ru/hb9B8