С 04 апреля по 07 апреля 2022 года в Калининградской области Центром методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» были организованы стратегические сессии для заведующих дошкольными образовательными организациями Калининградской области «Внедрение Рабочих программ воспитания ДОО: новый вектор стратегического развития» и обучающие семинары для заместителей заведующих, методистов, старших воспитателей этих ДОО «Формирование основ мировоззрения дошкольников средствами народной игры».
В условиях эпидемиологических ограничений данные мероприятия проводились на 5 площадках в течение 5 дней.
В работе площадок приняла участие ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат педагогических наук, один из авторов-разработчиков Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Теплова Анна Борисовна.
Заведующие ДОО активно включились в обсуждение понятий «воспитание», «образ воспитывающего взрослого (воспитателя)», проектировали уклад ДОО и дорожную карту разработки и внедрения рабочей программы воспитания детского сада.
Начальник департамента дополнительного и профессионального образования, отдыха и оздоровления детей, безопасности образовательного процесса Министерства образования Калининградской области Л.Ю. Барковская, по поручению министра образования Калининградской области С.С. Трусеневой, торжественно вручила благодарственное письмо А.Б. Тепловой за научное сопровождение ДОО региона в вопросах воспитания дошкольников.
Руководители ДОО региональными инновационными площадками и ресурсными центрами по совершенствованию системы воспитания получили фасадные таблички, демонстрирующие участие данных детских садов в проекте модернизации воспитательной деятельности «Ценностный ориентир». Лариса Юрьевна поблагодарила всех собравшихся за системную, грамотную деятельность по воспитанию детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в отечественной культурно-исторической традиции, и передаваемых от поколения к поколению, отметила важность сотрудничества с другими социальными субъектами воспитания: учреждениями культуры, общественными объединениями, традиционными российскими религиозными конфессиями.
Работа семинаров начиналась с определения образа воспитанника. Заместители заведующих и старшие воспитатели рассуждали об идеале выпускника ДОО и о том, что же мешает достижению этого идеала, с какими проблемами сталкивается наш ребенок и мы, воспитывающие его взрослые.
Практикум по реализации задач воспитания средствами традиционных народных игр, представленный А.Б. Тепловой, ярко продемонстрировал потенциал народной игры, помог педагогам осознать игру как основную культурную практику детства, в которой идут главные процессы становления личности человека. В традиционных народных играх создаются возможности для проявления индивидуальности ребенка во взаимодействии с другими, в равных условиях, при соблюдении общих правил. Анна Борисовна продемонстрировала участникам семинара, как традиционная игра через систему отношений, культурный контекст, правила актуализирует внутренний ресурс личности, как происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью. Именно эту цель и ставит перед нами новая Рабочая программа воспитания.
Материалы стратегической сессии и семинара
Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (сборник)
Институт воспитания РАО ДОО _ Разработка программы воспитания (презентация)