Воспитывающая среда

25
Июн

Рассмотрим, как определяется термин «воспитывающая среда» в научных статьях.

Главная функция среды вообще, с точки зрения Ю.С. Мануйлова, — «осреднять, то есть типизировать, но не отождествлять. Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней). Богатая среда — обогащает, бедная — обедняет, свободная — освобождает, здоровая — оздоравливает и т. д.»

По мнению Л. И. Новиковой, «процесс педагогизации среды заключается в целенаправленной педагогической активности, направленной на актуализацию социально-значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодежи ценностей и потребностей асоциального характера».

Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение.

Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире.

Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов.

Информационное окружение школьника является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к разнообразным видам интеллектуальной деятельности и публичным выступлениям.

Влияние воспитывающей среды оказывает воздействие на содержание и форму воспитательных действий. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов».

И. Н. Попова отмечает, что воспитывающая среда вбирает в себя «проявления, составляющие комплекс условий, под воздействием которых происходит личностный рост воспитанников:

• материальные (здание школы, его дизайн, оборудование, цветовая гамма форма одежды внешний вид учеников учителей и др.)

• социальные (характер отношений способ взаимодействия членов организации социально-психологический климат в целом и др.)

• духовные (идеалы, ценностный потенциал, идеи, творческие проявления, традиции и др.)».

Оставьте свой комментарий