Ценности

28
Май

Широта понятий «дух», «духовность» обусловливает, в свою очередь, достаточно обширный перечень духовных ценностей.

М.Р. Битянова считает, что ценность в широком смысле – это: «система устремлений личности; высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения человека, основание его выборов» (http://tochkapsy.ru/wp-content/uploads/2015/10/Bityanova_Cennostnyy_aspekt.pdf). Если характеризовать ценность как многоуровневую психолого-педагогическую и философскую категорию, то ее можно рассматривать в различных аспектах:

  • Идеал — совершенный образ, определяющий деятельность человека
  • Норма — внутренне принимаемое обязательство
  • Принцип — руководящая идея, основное правило деятельности
  • Цель — предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека
  • Отношение — оценивание явления в системе
  • Значение — определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.

С этой точки зрения практически все ценности можно считать духовными, так как они в той или иной мере задействованы в духовной жизни человека.

Наиболее важными духовными ценностями, на мой взгляд, являются мировоззренческие терминальные ценности. К ним можно отнести Космос, жизнь, человечество, время и вечность, пространство, свободу, творчество. В качестве обобщающей категории в этом ряду можно предложить категорию «мир» в трактовке С.Л. Рубинштейна: «мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования».

Для меня как православной христианки мировоззренческие ценности не только взаимосвязаны с религиозными, но, по сути, определяются ими. К религиозным ценностям относятся Бог, вера, любовь, Церковь (в сакральном смысле), соборность, святость.

Совершенно очевидно, что классификация ценностей носит весьма условный характер. Так, например, красота может быть рассмотрена не только как эстетическая, но и как этическая, мировоззренческая и даже религиозная ценность (одно из имен Бога).

В наиболее общем виде инструментальная духовная ценность может быть определена как способ существования человека в мире. Самой важной и терминальной, и одновременно инструментальной духовной ценностью я считаю любовь. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор., 13, 1-8).

Однако для педагогической практики духовно-нравственного воспитания необходимо конкретное обозначение духовных и нравственных ценностей как аксиологической основы содержания воспитательного процесса. Эти ценности определены как «базовые национальные» в одном из концептуальных документов ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Для меня лично имплицитное содержание данных категорий определяется через ценность любви:

  • Патриотизм – любовь к Родине
  • социальная солидарность – любовь к ближнему
  • гражданственность – любовь к своему народу,  готовность ему служить
  • семья – любовь супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя
  • труд и творчество – трудолюбие и творчество как одно из созидающих проявлений любви
  • наука – любовь к истине, любознательность
  • традиционные российские религии – Божественная любовь
  • искусство и литература – любовь к прекрасному, любовь к Слову
  • природа – любовь к божественному творению
  • человечество – человеколюбие, гуманизм.

Использованные источники:

  1. Библия. Послания апостолов. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor13.htm
  • Битянова М.Р. «Ценностный аспект современного образования» / Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТочкаПси» tochkapsy.ru//http://tochkapsy.ru/wpontent/uploads/2015/10/Bityanova_Cennostnyy_aspekt.pdf
  • Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Режим доступа: www.r-komitet.ru › Семья и школа.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document55.pdf

Значимые виды духовной деятельности человека.

Понятие духовной деятельности встречается в философии и в теологии,  причем, его трактовки в двух этих областях имеют много общего. Духовная деятельность – это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных взглядов, осознание системы ценностей, – все это относится именно к духовной деятельности. Духовная деятельность — это также и процесс поиска смысла жизни, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.

В отличие от материальной деятельности, духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания.

Некоторые источники ставят знак равенства между такими понятиями, как «духовная жизнь» и «духовная деятельность». Это не совсем корректно, ведь слово «жизнь» настолько всеобъемлющее, что лишь включает в себя «деятельность», но не ограничивается ею одной.

К духовной деятельности человека можно отнести такую деятельность, которая:

— детерминируется духовными ценностями и в свою очередь порождает их;

— способствует духовному росту личности;

— продуцирует новые мысли, идеи и теории, которые становятся достоянием человечества.

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Одним из видов духовной деятельности можно считать искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. Так «дух творит себе формы».

Источники:

  1. http://fb.ru/article/106230/duhovnaya-deyatelnost—eto-neotyemlemaya-chast-jizni-cheloveka
  2. http://kak-bog.ru/duhovnaya-deyatelnost
  3. http://www.cultworld.ru/culds-947-1.html

Оставьте свой комментарий