Понимание духовности и ДНВ

28
Май

Мы думаем, что различий между светским и религиозным пониманием духовности и духовно-нравственного воспитания на самом деле гораздо меньше, чем об этом принято говорить в современном педагогическом сообществе.

Некий ажиотаж по поводу этих различий обусловлен некорректной трактовкой понятия «светский» как антицерковный или однозначно нерелигиозный. Чтобы прояснить значение этого понятия, обратимся к словарям. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова в актуальном для нас значении трактует это понятие как «не церковный (не антицерковный –М.С.), гражданский» (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1018122). В толковом словаре Ожегова дается подобная трактовка, но дополняется словом «мирской» (там же). Толковый словарь В. Даля дает следующую трактовку: «к свету (миру) в разных знач. относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский» (там же). Таким образом, стоит искать границу не между понятиями «светский» и «религиозный» а, скорее, между понятиями «светский» и «церковный» (принадлежащий к церкви как к общественному институту).  А эта граница как раз понятна, и проходит она там же, где граница между понятиями «клир» и «мир».

В данном контексте светский характер образования, конечно же, не допускает какой-либо религиозной индоктринации, и преподавание в школах Закона Божия невозможно, как невозможно и отправление религиозных культов. Но вполне возможно (и это определено целым рядом нормативных документов федерального уровня) изучение в светских школах основ религиозной культуры на основе социокультурного или культурологического подхода.

Примечателен тот факт, что в педагогической практике иногда встречаются нарушения светского характера образования, причем чаще всего некоторый «крен» наблюдается даже не в сторону православия, а в сторону откровенно языческих культов. Обычно это происходит по причине общей религиозной безграмотности учителей. Ярким примером может служить обряд сжигания чучела на Масленицу или гаданий под Рождество.

Что касается духовно-нравственного воспитания (вполне светского), то его концептуальные основания изложены в фундаментальном документе ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Обратим внимание, что в перечне базовых национальных ценностей присутствуют традиционные российские религии.

Духовно-нравственное воспитание определяется в Концепции как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество». Таким образом, Концепция определяет место и роль религиозных ценностей в светском образовании.

  1. Толковые словари. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1018122
  2. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Режим доступа: www.r-komitet.ru › Семья и школа.

Оставьте свой комментарий