Семинар по сказке

12
Ноя

«…сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое»

Е.Н. Трубецкой

03 ноября 2020 года состоялся онлайн семинар «Значение русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании дошкольников» для участников проектной группы «Народный фольклор как средство формирования личности в дошкольном возрасте».

Старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания Марина Евгеньевна Соколова говорила о глубинных смыслах сказки, о ее сущностных характеристиках. Сказка – это не только нравственные уроки, сказка – это культурный код любого человека. Марина Евгеньевна акцентировала внимание слушателей на классификации сказок и ее возрастной сообразности.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут в сборниках сказок найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Участники семинара вместе с лектором искали ценности и смыслы в сказках для самых маленьких (кумулятивных), построенных на цепочке повторов («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Они отметили, что подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Для детей 3-5 лет интересны сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Зайкина избушка», «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и пр.), об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Крутъ и Верть»)…

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей. Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

Наряду со светлыми образами Богородицы, ангелов (Василиса Прекрасная, Премудрая, Сивка-Бурка) обязательно имеются и образы падших ангелов, духов умерших предков (Баба-Яга, Змей Горыныч), чтобы показать борьбу Человека со злом, со злом в себе. Это и есть главная отличительная черта человека в нашей культуре.

Педагоги пришли к выводу, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

Пусть детство наших детей будет сказочным! А мы сможем открыть дверь в мир воспитательных ценностей нашей культуры, понимать сказочные уроки и намёки, правильно доносить их до маленьких слушателей. Рассказывать и показывать сказки с удовольствием для слушателей и … самого рассказчика.

Оставьте свой комментарий