Вербное воскресенье: методические материалы

08
Апр

Приближается праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье. Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации и материалы для работы с детьми.

Вербное воскресение — это настоящий весенний праздник для взрослых и детей. Последние очень сильно проникаются атмосферой торжества, им все происходящее интересно и радостно. Постарайтесь сохранить это полезное любопытство, максимально увлечь ребенка, рассказав ему об истории праздника, о его интересных традициях и обычаях простым и понятным для него языком.

Можно почитать об этом в красочной детской Библии или самостоятельно провести беседу. Предлагаем посмотреть видео, которое раскрывает эту тему:

Однако сделать это лучше всего до, а не после праздника, чтобы в церкви малыш не задавал вопросы, а уже осознанно наблюдал за всем происходящим и принимал участие в церковных обрядах.

Можно прочесть детям и разучить с ними небольшие стихотворения, которые дополнительно поведают об истории возникновения Вербного Воскресения, о его традициях:

http://vokrugknig.blogspot.com/2017/04/22.htmlhttps://foma.ru/stixi-o-verbnom-voskresene.html

На Вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг – праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и – вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Ребенку будет интересно узнать, что его ровесники в разные времена также ходили покупать вербовые веточки на рынки, а продавцы в свою очередь угощали их различными лакомствами и дарили маленьких ангелочков — херувимчиков.Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… – поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой».

Вместе с малышом можно провести огромное количество интересных занятий, связанных с вербой. Например, изготовить различные лакомства с ее почками, спрятав при запекании в булочки часть из них. А потом весело гадать, кому же из домочадцев попадется «сюрприз».

Отличной идеей будет и изготовление с малышом различных тематических поделок. Например, венок из растения, изображение из пластилина или аппликация.

Помните, что самое главное — это заинтересовать ребенка этим поистине великим христианским праздником! Не стоит слишком утомлять малыша чтением заветов и других церковных книг. Постарайтесь просто создать в этот день прекрасную легкую весеннюю атмосферу. Поднимите с утра всем домочадцам настроение, приготовив их любимые лакомства; купите вербовые веточки или цветы и раздайте их вместе с малышом встречным деткам (представляете, сколько радостных улыбок Вас ждет?); отправляйтесь в гости к друзьям или родственникам, одарите их небольшими подарками. Именно все эти мелочи и создают прекрасную атмосферу Вербного воскресения. Таким образом Ваш малыш быстрее приобщиться к Богу и Церкви, узнает много нового и интересного для себя и уже с нетерпением будет ждать следующего православного церковного праздника, а это, как известно, уже Пасха.

«Вербные» игры

В Вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.

Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:

«Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера?»

Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать «калечину». Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».

Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.

О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «Вербное воскресенье».

Вход во Иерусалим – рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!».  А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про ослика, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно – про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях – чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его…

Может быть, когда дети станут взрослыми, на Всенощной в субботу они увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого – одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети – одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека – для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник – Вход Господень во Иерусалим – особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети – одно из чудес Священного Писания.

Святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на псалмы подробно останавливается на словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, – заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Так что наступающий праздник – действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», – призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная и, в то же время, история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми, подумать вслух вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим – сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Ведь когда мы учим чему-то наших детей – мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Буклет с методическими материалами по празднику из нашей «Методической копилки»:

https://clck.ru/MsXjH

2 комментариев

  1. Онопенко Татьяна Викторовна
    09 Апр 2020 12:03:19 Ответить

    Спасибо большое за очень полезный, многогранный и своевременный методический материал. Он просто необходим и интересен не только для работы в системе ДНВ в детском саду, но и для каждого человека, который стремится к истинным нравственным ценностям.

  2. Мария Рыжова. МБДОУ "ВЛАДИМИРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД"
    12 Апр 2020 10:05:03 Ответить

    Огромная благодарность за Вашу методическую помощь, которая полезна не только педагогам, но и родителям (законным представителям) наших воспитанников!

Добавить комментарий для Мария Рыжова. МБДОУ "ВЛАДИМИРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД" Отменить ответ