Образование

05
Фев

Попытаемся раскрыть содержание понятия «Образование». «Всё знающая» Википедия даёт такое определение этому термину: «система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций».

Посмотрим, что об образовании говорили известные люди.

«Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Николай Чернышевский

«Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума». Артур Шопенгауэр

«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Б.Ф. Скиннер

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Константин Симонов

Вот что говорит Википедия об этимологии слова Образование: «Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma)»

Мы же предлагаем взглянуть на это понятие с точки зрения антропологии.

Образова́ние — это, прежде всего, создание образ Божия в человеке. Дорастание человека, творения Божия, до своего творца.

Вот что говорит протоиерей Сергий Коротких: «Образование – это процесс развития (раскрытия) образа Божьего, дарованного человеку свыше от рождения, до индивидуально доступной, но не имеющей предела в своем совершенствовании степени подобия Божьего посредством адекватных и целесообразных средств и методов обучения и воспитания. Ясно прослеживается прямая, закономерная и универсальная зависимость между, во-первых, трехсоставностью человеческой природы как системы, формируемой гармоничным и иерархическим взаимодействием трех сотворенных сущностей…».  

Виктор Иванович Слободчиков (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО) рассматривает Образование как трёхсоставный взаимопроникающий процесс Развития + Воспитание + Обучение.

***

01.09.2020 вступил в силу Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Новые поправки в закон, инициированные президентом, содержат определение понятия «воспитание» и раскрывают механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна стать составной частью всех образовательных программ. Его принятие будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.  

Приведём ниже словарь, данный в Методических рекомендациях «О разработке программы воспитания».

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.

Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.

Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.

Детское общественное объединениеэто добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.

Детская общественная организацияэто разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.

Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Календарный план воспитательной работы — разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.

Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.

Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.

Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Примерная программа воспитания образовательной организации — учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания образовательной организации — комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.

Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.

Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.

Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.

Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Цель воспитания это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.

Оставьте свой комментарий