Википедия говорит следующее: «Моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях».
Заглянем в толковые словари русского языка.
- В Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н. целомудрие
определяется как «добродетель, строгость в нравственном отношении».
- С.И. Ожегов в своём словаре даёт два толкования слова целомудрие:
- То же, что девственность;
- перен. Строгая нравственность, чистота.
- Владимир Иванович Даль трактует так: «Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».
Академик РАО, доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков предлагает иной взгляд: «Целомудрие человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом». «Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей».
Что же о целомудрии говорят святые отцы?
Свт. Иоанн Златоуст так говорит об этом понятии:
«Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.»
Преподобный. Ефрем Сирин
«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но, чтобы свободным быть и от прочих страстей».
Святитель Игнатий Брянчанинов так объясняет понятие целомудрия:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».