Рассмотрим сначала составные части этого понятия.
«Духовное воспитание». Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа».
Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых. Духовность можно определить как благодатность, благочестие, а в высшем проявлении святость. «Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений».
«В нравственном воспитании самое главное – формирование идейной сердцевины личности: гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела». (В.А. Сухомлинский). Также он считал, что «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека» и есть нравственное воспитание.
Википедия даёт следующее определение понятию «духо́вно-нра́вственное воспитание»: «В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины».
Предлагаем обратиться к взглядам известных учёных и педагогов на содержание этого понятия.
— Профессор Зеньковский В.В. говорит: «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания». По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».
— Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.: «Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни».