Вочеловечивание и расчеловечивание

05
Фев

Считаем интересным рассмотреть суть понятий «вочеловечевание» и «расчеловечивание» человека, а также влияние педагога на эти процессы.

Святой Ириней Лионский писал: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим».  

В результате двух тысяч лет своего «развития» и отступления от Бога человечество пришло к ужасающей деградации и «расчеловечиванию». Известный русский публицист Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) писал: «Подобно тому, как наступает смерть живого организма, возможна и духовная смерть человека. И этот процесс умирания в человеке человеческого и следует назвать процессом расчеловечивания».

Расчеловечивание – это уход от Бога, процесс духовного угасания и нравственного разложения. Главное – свобода в удовлетворении своих желаний. Человеком должен править не разум, а чувства. Свобода – это когда исполняются все мои желания. Живи минутой. Прочь сомнения о несоответствии своей жизни требованиям законов Мироздания. Нет ответственности, всё безнаказанно. Жизнь – парад случайностей. Итог всё равно один – смерть.  

В.И. Слободчиков считает, что каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия.

Оскар Бренифье (французский писатель, эксперт ЮНЕСКО, директор Парижского института практической философии, специалист по детскому развитию) пишет: «В человечестве всегда присутствует два исторических противоборствующих потока: один очеловечивающий и другой расчеловечивающий. И водораздел между этими потоками проходит по сознанию человека», а принадлежность к тому или другому потоку «является следствием мировоззренческой установки или настройки».

Такую настройку дают ребёнку родители и педагоги («педагог» с греческого — ведущий ребёнка).               

Каким образом педагог может провести такую настройку? На этот вопрос нам отвечает Антон Семёнович Макаренко: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»  

Некоторые учёные (В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.В. Мудрик) рассматривает такую установку как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение, как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».  

Оставьте свой комментарий