Поэты и художники Великой Отечественной войны
Курская дуга. День воинской славы
Неделя детской книги. История возникновения
День памяти Александра Пушкина
Ко дню освобождения Ленинграда от блокады
80-летие прорыва блокады Ленинграда
Ко дню ВМФ. Вопросы для турнира Что?Где?Когда? текст ведущего презентация
О традициях дня России. Награда «Герой Труда»
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День народных художественных промыслов
День семьи любви и верности. История праздника
Рождество Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Вербное воскресение — буклет, методические материалы
А. Абрамова Подневные календари. Пасха
Неделя жен-мироносиц. Мироносицы — кто они?
Подборка материалов ко Дню отца
Буллинг. Как различить и что делать?
Быть или казаться. Общество потребления
В помощь начинающему классному руководителю
Вертикаль и горизонталь патриотического воспитания
Виды деятельности и методы ДНВ
Воспитательные практики — история развития в России
Генезис педагогических идей в православной педагогике
Государственные символы России. Флаг
История гимна Российской Федерации
Как смотреть кино с подростками
Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания. Презентация
Особенности ДНВ старших подростков и юношества
Праздник как традиция народа. Ценностные основы
Преемственность и единство современной системы воспитания
Семейные праздники, обряды и традиции
Семья во времени. Традиции и ценности семейного воспитания
Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
Сущностные характеристики понятия «духовно-нравственные ценности»
Учить или воспитывать? Современная школа
Обучающий семинар «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве»
Уважаемые коллеги!
28 апреля в рамках XVIII областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений пройдет Фестиваль педагогических практик по взаимодействию с семьей в общеобразовательных организациях «Воспитываем вместе».
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года вопрос воспитания в Российской Федерации рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества. Значительная роль в данном вопросе отводится системе образования. Однако нельзя отрицать, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит семье. При этом следует отметить, что в настоящее время существует ряд дефицитов как со стороны родительской общественности в части педагогических и ценностных оснований воспитания, так и со стороны педагогов в части выстраивания взаимодействия с семьей.
На Фестивале будут представлены практикумы, способствующие повышению педагогической грамотности родителей, а также педагогические практики, направленные на эффективное взаимодействие с семьей на основе традиционных ценностей и способствующие формированию единого воспитательного пространства «школа – семья». Все события пройдут на базе Православной гимназии г. Калининграда
Будем рады видеть вас в числе участников Фестиваля!
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
Жариков Денис Сергеевич, руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования
Телефон: 8(4012)578-318
Электронная почта: centrdnv@mail.ru
Ведущие: Калентьева Инна Валерьевна, заместитель директора МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда;
Белоусова Елена Владимировна, заместитель директора МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда;
Новикова Елена Евгеньевна, учитель МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда
Участники: заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Ведущие: Лемехова Анна Валерьевна, учитель Истоков МАОУ СОШ № 1 г. Светлогорска;
Каржина Наталья Петровна, учитель Истоков МАОУ СОШ № 1 г. Светлогорска
Участники: заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Ведущий: Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
Участники: заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Ведущий: Болдырева Елена Александровна, педагог-психолог ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
Участники: родители учащихся 1-5 классов
Ведущие: Мишина Ирина Григорьевна методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»;
Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
Участники: родители будущих первоклассников
Ведущий: Будникова Наталья Александровна, педагог-психолог МБОУ гимназия г. Гурьевска
Участники: родители учащихся 5-9 классов
Ведущий: Афанасьева Светлана Юрьевна, ведущий специалист Отдела религиозного образования Калининградской епархии РПЦ
Участники: классные руководители, советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями, родители обучающихся
Ведущие: Ольшанская Елена Викторовна, директор ЧОУ «Гимназия «Альбертина», Высочан Светлана Валерьевна, учитель ИЗО, технологии и МХК ЧОУ «Гимназия «Альбертина», тьютор ИИДСВ РАО по реализации рабочей программы воспитания
Участники: заместители директора по ВР, классные руководители, советники по воспитанию, родители учащихся
Выступления:
- «Долгосрочный проект "Сад нашей семьи"» Курдай Татьяна Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе Православной гимназии г. Калининграда;
- «Персонализированные образовательные маршруты выпускников "Авторство собственной жизни" в образовательной системе школы», Кулешова Ольга Евгеньевна, директор МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда.
Видео-презентации воспитательных практик школ г. Калининграда
Участники: классные руководители, советники директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями, заместители директоров по воспитательной работе, родители обучающихся
Мишина И.Г. Родителям о гендерном воспитании
Учебные и методические пособия по духовно-нравственным основам семьи для старшеклассников
Мишина И.Г. Педагогическая мастерская «Личность»
Соколова М.Е. Ценностный потенциал современных образовательных технологий в рамках курса НОСЖ
Подборка «Семейные ценности»
Мишина И.Г. Как строить свою семью? («Юноше, обдумывающему житье», и не только)
Соколова М.Е. Педагогическая мастерская ценностно-смысловых ориентаций «Что такое счастье?»
Соколова М.Е., Матвеева Ю.А.
Педагогическая мастерская «Культурная идентичность педагога как основа профессиональной компетентности в преподавании духовно-нравственных дисциплин»
На канале «Атриум» фрагменты лекций Любовь Урбанович, кандидата педагогических наук, о семейной жизни, которые могут быть использованы при реализации курса. https://www.youtube.com/channel/UCgEWJN1dpmReALMvJGhcBVA/featured
Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (сборник)
Институт воспитания РАО ДОО _ Разработка программы воспитания (презентация)
Изотова Е.И. Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты (Полная версия)
Изотова Е.И. Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты (Сокращенная версия)
Уважаемые коллеги!
16-19 мая в рамках XVIII областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений пройдет Фестиваль ценностно-ориентированных воспитательных практик в дошкольных образовательных организациях «Воспитание дошкольников — основа становления человека будущего».
На Фестивале будут представлены инновационные подходы к воспитанию в системе дошкольного образования и эффективные практики реализации основных направлений Рабочей программы воспитания ДОО.
Будем рады видеть вас в числе участников Фестиваля!
Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
Торжественное открытие, приветствия почетных гостей
Выступления:
«Внедрение и реализация рабочей программы воспитания в ДОО: проблемы и перспективы» Лаане Елена Александровна, методист ЦМС СДНВ
Онлайн лекция: «Предметно-пространственная среда детского сада как одна из важнейших составляющих Рабочей программы воспитания» Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО
«Уклад жизни детского сада – основа системы воспитания», Шевчук Ольга Александровна, заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 94 г. Калининграда
Участники: заведующие ДОО Калининградской области
Ведущие: Матюшко Ольга Васильевна, заместитель заведующего МАДОУ д/с № 56
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущие: Полушкина Зульфия Рафековна, заместитель заведующего МАДОУ «Детский сад № 14» г. Гусева
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущие: Корнева Анна Павловна, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР д/с № 122 г. Калининграда
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущие: Ильяшевич Галина Григорьевна, заместитель заведующей по УВР, МАДОУ № 3 «Почемучка», г. Советск
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущие: Лосицкая Наталья Николаевна, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР д/с № 130
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущий: Лебединская Екатерина Васильевна, заместитель заведующего, МАДОУ д/с № 55
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
Ведущий: Шевчук Ольга Александровна, заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 94
Эксперты: методисты ЦМС СДНВ
23.04.2021 - 14.05.2021
Уважаемые коллеги, мы рады анонсировать новое образовательное событие для педагогов детских садов!
С 23 апреля по 14 мая мы проводим для вас Фестиваль ценностно-ориентированных воспитательных практик в дошкольных образовательных организациях.
31 июля 2020 года по инициативе президента Российской Федерации внесены поправки в ФЗ «Об образовании в РФ», уточняющие понятие воспитания и задачи образовательных организаций в этом направлении. В законе закреплено, что воспитание должно быть нацелено не только на развитие личности ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации, но и на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде. В настоящее время ФГБНУ «Институтом изучения детства, семьи и воспитания» РАО разрабатывается Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций.
Нашим Центром реализуется инновационная практико-ориентированная модель профессионального развития педагогов ДОО в сфере воспитания. В Калининградской области с 2016 года функционируют дошкольные образовательные организации – инновационные площадки и ресурсные центры по совершенствованию системы воспитания на основе традиционных российских ценностей. С 2019 года каждая инновационная площадка координирует деятельность группы ресурсных центров, объединенных в тематические сетевые проекты.
Фестиваль ценностно-ориентированных воспитательных практик в дошкольных образовательных организациях – итог реализации данной модели в течение 2020-2021 учебного года.
Мы предлагаем вам разнообразную программу в онлайн формате: трансляция и обучающий вебинар кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО Анны Борисовны Тепловой, 6 тематических вебинаров проектных групп, где будут представлены эффективные ценностно-ориентированные воспитательные практики.
Будем рады видеть вас в числе участников нашего Фестиваля!
Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. Мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа.
К.Д. Ушинский
Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО
Иерей Вадим Трусов, ведущий специалист Отдела религиозного образования Калининградской епархии РПЦ, духовник православного детского сада «Купелька»
Старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
Методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
Методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания
Телефон: 8(4012) 67-13-07
Электронная почта: metodsistema@mail.ru
В настоящее время ФГБНУ «Институтом изучения детства, семьи и воспитания» РАО разрабатывается Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций. В ходе лекции будут освещены новая стратегия воспитания в ДОО, педагогические и аксиологические подходы, положенные в основу разработки новой Примерной программы воспитания для ДОО, общие требования к разработке Программы воспитания ДОО.
Участники: руководители, заместители руководителей, методисты и педагоги дошкольных образовательных организаций
Погружение в проблематику воспитания в дошкольных образовательных организациях, обсуждение условий внедрения новой Программы воспитания для ДОО, возможностей социального партнерства с Калининградской митрополией Русской Православной Церкви.
Участники: заведующие, заместители заведующих, методисты, старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций
Ведущий: Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО
Освоение понятия «уклад дошкольной образовательной организации», составляющих уклада и их взаимосвязей. Уклад как способ раскрытия ценностей, которые должны быть приняты на уровне воспитывающих взрослых и освоены детьми. Профессионально-деятельностное понимание воспитания: проектирование уклада как основы воспитательной среды.
Участники: заместители руководителей, методисты и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций – региональных инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания.
Ведущий: Лебединская Екатерина Васильевна, заместитель заведующего, МАДОУ д/с №55
Эксперты: Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК, Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Ведущий: Ильяшевич Галина Григорьевна, заместитель заведующей по УВР, МАДОУ №3 «Почемучка», г. Советск
Эксперты: Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Мишина Ирина Григорьевна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Ведущий: Параничева Оксана Владимировна, учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с 122
Эксперты: Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК; Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Ведущие: Шевчук Ольга Александровна, заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 94, Рыбкина Марина Владимировна, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР д/с № 94
Эксперты: Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК; Беспятова Людмила Анатольевна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Ведущие: Матюшко Ольга Васильевна, заместитель заведующего МАДОУ д/с № 56, Наталья Николаевна Лосицкая, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР д/с № 130
Эксперты: Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК, Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Ведущий: Полушкина Зульфия Рафековна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ «Детский сад №14» г. Гусева
Эксперты: Соколова Марина Евгеньевна, старший методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК, Лаане Елена Александровна, методист Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ОЦДиК
Руководитель проекта: Наталия Владимировна Ерёмина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Куратор проекта: Центр методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания ГАУ КО «Центра диагностики и консультирования детей и подростков», г. Калининград
Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций – инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания Калининградской области
Идея проекта принадлежит доктору философских наук, профессору М.В. Захарченко и заключается в актуализации внутренних ресурсов отечественной культуры на воссоздание целостности личности. Одним из приоритетов образования в современной России М.В. Захарченко считала создание в образовательных системах условий для становления личности, формирования ее мировоззрения на основе традиционных духовно-нравственных смыслов и ценностей, в которых и происходит освоение ценностного содержания комплекса традиций.
Цель: становление ребенка дошкольного возраста как самобытной личности в событии с другими людьми; реализация духовно-нравственных потенций каждого ребенка на основе ценностей, выработанных в культурно-историческом развитии России.
Содержание проекта:
Главным праздничным вехам в жизни нашего народа посвящены циклы семинаров, способствующие реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры:
цикл семинаров «Нам Богородица Сама Покров Небесный подала!»
цикл семинаров «Пришло Рождество, начинаем торжество!»
цикл семинаров «С нами чудо из чудес – Благовещение с небес»
Сборник фольклорных и методических материалов Масленица и Великий Пост
цикл семинаров «Праздник праздников. Светлая Пасха»
Основная особенность «Годового со-бытийного круга» заключается в повторении, углублении и расширении содержательного материала, посвященного тому или иному праздничному событию, по мере возрастания детей. Каждое из предлагаемых праздничных событий в идеале должно прорасти в возрастную вертикаль, например, событие Покрова Пресвятой Богородицы проживается ребенком на каждой возрастной ступени: в 4 года, в 5 лет, в 6 лет и завершается в 7 лет.
Электронный курс «Православные праздники» https://disk.yandex.ru/d/zhCk57tYQpaJ1Q
Постерные доклады ДОО — участников проекта
«Годовой Со-бытийный круг» МАДОУ ЦРР д/с № 130
«Годовой со-бытийный круг» МАДОУ д/с №36
Ссылки на видеоматериалы о праздниках для детей. Телеканалы «Радость моя», «Союз»
Образовательный проект
«Круг светлых дней»
Организатор: АНО «Культурное объединение» (г. Калининград)
Куратор проекта: Центр методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания областного Центра диагностики и консультирования детей и подростков (г. Калининград)
Лекторы и ведущие: специалисты, преподаватели Российской академии наук, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций – инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания Калининградской области
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов ДОО в осмыслении потенциала традиционной народной культуры в воспитании дошкольников и его практического использования для погружения детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры.
Содержание проекта:
Главным праздничным вехам в жизни нашего народа посвящены циклы семинаров, способствующие реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.
Обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в семье и детском саду – основа проекта «Круг светлых дней».
Как открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня?
Как найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста?
Каким образом зажечь сердце ребенка, чтобы каждый праздник мог засиять в его душе особенными, памятными образами?
Об этом и о многом другом – на семинарах проекта «Круг светлых дней».
«Праздников Праздник и Тожество торжеств». Беседа с протоиереем Сергием Коротких, настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Калининграда, руководителем Отдела религиозного образования Калининградской епархии (Видео беседы можно посмотреть здесь).
Видеозаписи игр: «Лапти», «Живые качели», «Вербохлёст», «А мы сеяли лён», «Пузырь»
Пасхальное представление с куклами. Автор Л.Г.Воробьева — видео
Диски с музыкальным материалом: Все у Бога в радости живет, Пасха каждый раз особая
Материалы, которые могут быть полезны:
Лекция № 1 в цикле «Академия этнокультурных программ» — «Самостоянье человека: общество, личность».
https://www.youtube.com/watch?v=9IVqK7al06g
Лекция № 2 в цикле «Академия этнокультурных программ» — «Самостоянье человека: семья».
https://www.youtube.com/watch?v=26CVTiBbOdk
Учимся растить любовью. Выпуск от 21 декабря 2017
https://www.youtube.com/watch?v=-GlwRmVjwNs&featu..
«Милые християнские любимые животы» или «звери»? Образы животных в традиционной культуре Каргополья https://www.youtube.com/watch?v=KhDoegU6WmI&t=34s
Учимся растить любовью. Выпуск от 16 ноября 2017. Этнопедагогика
https://www.youtube.com/watch?v=tqyVrTkZWj4
Литературная гостиная «Рождество Христово в художественной литературе и в словесной народной традиции» Л.Н. Иванищенко https://disk.yandex.ru/i/wXURBU7_G_X_vg
Квест Путешествие за Вифлеемской звездой МАДОУ дс №56 г. Калининграда
Реализация проекта По дороге к Рождеству МАДОУ дс №3 г. Советск
МАДОУ «Детский сад №14» города Гусева. Литературно-музыкальная композиция «Поздравляем с Рождеством!» https://m.vk.com/video451532796_456239025?list=83ebfa13f848d61f1f&from=wall451532796_278
Рождественский марафон идей https://metodsistema.ru/2021/01/11/рождественский-марафон/
Рождество Христово в детском саду «Купелька» https://metodsistema.ru/2021/01/22/рождество-христово-в-детском-саду-куп/
Вертепное представление, Рождественский вертеп с куклами. Воробьева Л.Г.
Путеводитель для родителей по страницам добрых книг. Чудо Рождества
Евгений Трубецкой «Иное царство и его искатели в русской народной сказке»
https://www.litmir.me/br/?b=243602&p=1
Иван Ильин «Духовный мир сказки»
https://omiliya.org/article/dukhovnyi-mir-skazki-ivan-ilin.html
Джон Рональд Руэл Толкиен «О волшебных сказках»
https://omiliya.org/article/o-volshebnykh-skazkakh-dzhon-ronald-ruel-tolkien.html
Анастасия Абрамова
«О толковании сказок»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36733.php
Анастасия Абрамова «Воспитание сказкой — сказки для самых маленьких: как выбрать»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36562.php
Анастасия Абрамова «Русская сказка в домашнем театре»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36563.php?ELEMENT_ID=36563&PAGEN_1=2
СКАЗКИ в переложении и исполнении Анастасии Абрамовой и Натальи Фаустовой (и колыбельные) — проект «Колыбельные для всей семьи»/ звучащая книга; полное видео со сказками и песнями
https://youtu.be/F2RXsx0ZldE
Тексты сказок для показа с куклами
(из книги Анастасии Абрамовой «Сказка в домашнем театре» и программы развития и воспитания «Введение в традицию» Центра «Рождество»)
https://www.portal-slovo.ru/authors/7.php
25 января. Мученицы Татианы Римской
На освящении храма мученицы Татианы при Московском университете в 1837-м году [храм был построен заново, т.к. предыдущий сгорел во время Отечественной войны], обращаясь к профессорам и студентам Московского университета, святитель Филарет (Дроздов) сказал: «Теки царским путём, обитель знаний. Оглянувшись на успехи, поблагодари Бога и поревнуй достичь больше. Не прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершенствованию. Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца. И да будет плодом знания добродетель и истинное благо. Подвизайся образовать подвижников истины и правды, веры и верности к Богу и Отечеству, которые бы жили истинной им правдой и готовы были за них пожертвовать жизнь».
Александра Никифорова: – 25 января весь студенческий мир празднует Татьянин день. Кто же эта Татьяна, ставшая в России покровительницей студенчества? И почему именно она?
Протоиерей Максим Козлов: – Этот вопрос обычно задают в канун или в самый день Татьяниного дня: почему святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета и российского студенчества? Общеизвестный ответ банален: 12 января 1755 года был подписан указ императрицы Елизаветы Петровны об основании «для общей Отечества славы» Московского университета, а маму одного из его основателей, Ивана Шувалова, звали Татьяной. И ларчик открывается достаточно просто. Но забывают то, что храм в университете освящён почти 40 лет спустя, в 1791 году, когда ни Елизаветы, ни Шувалова, ни его мамы как «заинтересованных лиц» на этой земле уже не было.
Действительно, почему Татьяна? Нельзя ли было найти или естественное сопряжение кого-либо из учёных-святителей древних – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, или русских – недавно к тому времени прославленного святителя Димитрия Ростовского, или кого-либо из преподобных – того же преподобного Максима Грека, соединившего в себе славяно-греческую учёность, или, наконец, архангела Михаила?
Выбрали для посвящения святую, которой до того вообще ни одного храма на Руси не было посвящено. Да и больше можно сказать: постарайтесь припомнить хоть одну Татьяну в русской истории до этого храма? Едва ли кто-нибудь назовёт имя из сколь-нибудь значимых. Потом появляется Татьяна – Татьяна Ларина, появляется как литературный персонаж, но появляется-то она уже после того, как возник этот храм. Появляется Татьяна – дочь нашего государя, святая страстотерпица великая княжна Татьяна Николаевна. Но так это тоже уже потом. Рубеж определяется по отношению к русским Татьянам как раз этим храмом. Собственно, почитание святой мученицы Татианы начинается с посвящения ей храма Московского университета.
Единственный ответ, который я нахожу, состоит вот в чём: а кто же, как не она? А кто же, как не она, родившаяся в столичном городе, получившая по тамошнему времени хорошее образование, дочка сенатора, богатая, молодая, красивая? Она, дочь сенатора, вполне могла стать, как многие становились, тогдашнего века Ксенией Собчак. Но не стала. И вот это ощущение: рядом с тобой твоя сверстница, которой были открыты все пути, а может быть, даже и большие, чем тебе – к богатству, к славе, к преуспеянию (и к пороку, кстати, тоже)… А выбрала она из всего этого христианскую веру и такую любовь к Богу и ближнему, которая сначала предполагала и определила сохранение себя в девстве и целомудрии ради любви ко Христу («Тебе, Женише мой, люблю», – поём мы в тропаре мученице) и сохранении себя в подвиге милосердного служения ради любви к ближнему, ко всем тем, кто был в тюрьмах, кого уже вели на мученическую казнь, кто уже был сирым и убогим в этом веке. А потом из всего этого она выбрала верность Богу до конца. До тех страданий, о которых мы читаем в житии, о которых слышим в стихирах богослужения, но реальность которых так же трудно представить, как и реальность страданий Спасителя. Это тоже по отношению к нашим мученикам предлагаю помнить, когда мы слышим умилительные песнопения: строгание железом, подвешение на крюки, бичевание – что это значит на самом деле помимо красивых славянских слов?!
Всё это девушка, почти девочка – мы даже точно не знаем, перешагнула ли она порог двадцатилетия – за Христа претерпела. В этом был, конечно, и промысел Божий, и всеведение Божие, которое знало, как много выпускников российских университетов пойдут мученическим путём в XX столетии. С ними мученица Татиана была рядом.
6 декабря. Благоверного великого князя Александра Невского
«Александр Ярославович совершал княжеское служение в то нелегкое время, когда Русская земля, раздираемая внутренними междоусобицами, оказалась под ударом и внешнего врага. Но милостию Божию, благодаря государственной мудрости и полководческим дарованиям Александра Ярославовича, Русь достойно выдержала выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания. Имя святого князя по праву вписано в историю Руси, в созидание величия которой он внес весомый вклад. И не только в созидание величия, но в спасение нашего Отечества, потому что именно во времена Александра Невского Отечество наше могло прекратить свое существование и превратиться в раздробленные, вечно враждующие между собой образования, находящиеся под пятой иноземных захватчиков.
[] Хочу заметить, что благоверный князь Александр Невский не должен оставаться в нашем сознании лишь героем прошлого, некогда победившим шведских и немецких рыцарей. Не будем этим умалять деяния великого князя. Его образ актуален для России и сегодня, спустя восемь веков после жизни святого. Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Эти ценности носят вневременный характер для любой нации.
Александр Невский не только защитил наше Отечество от нашествия Запада, но и сумел выстроить такие отношения с Ордой, которые обеспечивали сохранение Руси от постоянных набегов кочевников. Это потребовало от него огромной мудрости, дипломатического такта, способности идти против течения. Подвиг Александра Невского — не только на Чудском озере и на Неве, но и там, в Орде, где ему удалось склонить на свою сторону хана и, что самое главное, заручиться его поддержкой.
Политика Александра Невского не встречала полного понимания на Руси, в первую очередь в Новгороде, которым он правил как великий князь. Однако, несмотря на то, что Александр не всегда получал поддержку своего собственного народа, он шел на мудрые и мужественные шаги, которые позволили ему уберечь страну от полного разорения». Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
С декабря 2006 в рамках подготовки к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году, реализуется программа «Александр Невский». Одним из проектов программы являются закладка, строительство и освящение храмов во имя святого благоверного великого князя Александра Невского — защитника русской земли — на границах России: на восточной границе страны — в селе Троицкое Анивского района Сахалинской области; на западной границе — в г. Балтийске Калининградской области; на южной границе России храм святого Александра Невского — во Владикавказе; на северной границе России — Троицкий храм с приделом во имя святого Александра Невского на соловецком острове Анзер.
4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)
«Я думаю, промыслительно то, что День народного единства совпадает с этим праздником (Празднование Казанской иконе Божией Матери), потому что народное ополчение взяло образ Божьей Матери из Казани для того, чтобы идти вместе с этой святыней освобождать Москву. После событий 1612 года на Красной площади в Москве был сооружен Казанский собор, который был восстановлен уже в 1990-х годах как памятник освобождения Москвы и преодоления того Смутного времени, которое довлело над Россией» (из Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия)
14 октября. Покрова Божией Матери
14 октября Церковь празднует день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в честь чудесного явления Богоматери во Влахернском храме и избавления Константинополя от нашествия захватчиков. Произошло это событие в 910 году. Уже доподлинно неизвестно, кто именно стоял под стенами столицы – то ли мусульмане, то ли славяне-язычники. Но все источники говорят о том, что в те дни над городом нависла реальная угроза – его окружило вражеское войско, готовое вот-вот ворваться внутрь.
В это время в храме, находившемся во Влахернах, – северо-западном квартале Константинополя, где хранилась одежда Пресвятой Богородицы, – молился один юродивый, которого звали Андрей.
На рассвете, когда богослужение подходило к концу, Андрей увидел в воздухе под сводами собора женскую фигуру, которая в окружении ангелов и святых шествовала над головами собравшихся в церкви людей. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну. Когда же Она стала покидать храм, то сняла со своей головы омофор и распростерла его над верующими.
Заступничество Пресвятой Богородицы спасло столицу от гибели, враги в панике бежали.
Это событие Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан.
Праздник Покрова Богородицы стал на Руси одним из самых любимых, церкви в честь Покрова Божией Матери начали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли, возведенная при князе Андрее Боголюбском.
Аудиоцикл культуролога Анастасии Абрамовой при участии священника Ильи Боярского «ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО» о праздниках в жизни современной семьи. Покров Пресвятой Богородицы. + Сопроводительный буклет
http://krugprazdnikov.ru/2017/10/30/prazdnichnoe-detstvo-pokrov/
http://krugprazdnikov.ru/2017/10/30/prazdnichnoe-detstvo-pokrov-sporovoditelnyj-buklet/
8 октября. День памяти преподобного Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца
«Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают‚ что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребенка‚ отделить его от других на основании проявившихся в нем талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения‚ таланты и сама святость даются человеку от Бога‚ и потому родители‚ а вслед за ними и повествователь‚ прежде всего, прославляют Создателя‚ а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают‚ но не более‚ чем следует лелеять каждого ребенка. Его не освобождают ни от домашнего труда‚ ни от повседневных обязанностей‚ ни от школьного обучения.
Наблюдая за этим обучением‚ мы видим еще одну знаменательную подробность. Любой человек‚ даже святой‚ не представляет собой идеала земного совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный как будто не оправдывает их ожиданий. В житии прямо говорится‚ что Варфоломей учился читать «не прилежно» и «не слушал учителя». Такое отношение к учебе не одобряется‚ но искупается тайной молитвенной просьбой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой просьбы не должно наводить нас на мысль о пренебрежении к труду (им наполнена вся жизнь преподобного). Здесь скорее нужно видеть проявление равной милости Бога ко всякому просящему».
Артемий Ермаков
1 сентября. Донской иконы Божией Матери.
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. В память победы икона стала называться «Донская».
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»
В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары уже были около Москвы. Основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь Федор Иоаннович с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы, а потом икона была поставлена среди войска, готовившегося к битве.
На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары бежали, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович приказал на месте, где стояла во время битвы Донская икона, основать Донской монастырь (по материалам сайта https://www.pravmir.ru).
6 августа. Святых благоверных князей Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. После смерти Владимира, Святополк, старший брат Бориса и Глеба, объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. После этого Святополк убил и Глеба. Обманом вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса. Но также предпочел войне с братом собственную смерть.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
«Подвиг кроткой жертвенности братьев произвел большое впечатление на недавних язычников славян — о феноменальной популярности страстотерпцев свидетельствует обилие сохранившихся списков жизнеописаний и особенно веско — канонизация: Борис и Глеб были первыми признанными святыми Русской Церкви. Но урок, который извлекал народ из истории их страдальчества […], выглядит на первый взгляд неожиданно. Борис и Глеб почитались как покровители русского войска, помощники на поле брани. «Слабые», ничего не сделавшие для собственной защиты, они остались в народной памяти как святые воины, предводители православного воинства. Этим подчеркиваются очень важные черты облика страстотерпцев. Во-первых, их патриотизм — они не искали своей, удельной выгоды, а мыслили более широко, масштабами страны, всерьез подчиняясь праву старшего — на нем зиждилась вся феодальная государственность. И во-вторых, «безоружная воинственность» — не в силе Бог, а в правде. Настоящая победа досталась не Святополку, прозванному Окаянным, а Борису и Глебу, которые рассчитывали не на свои силы, а на праведность и правду» (Свящ. Николай Солодов). (по материалам сайтов https://azbyka.ru, https://foma.ru)
Подборка материалов о Борисе и Глебе
17 июля празднуется День памяти преподобного Андрея Рублева
Биографические сведения об Андрее Рублёве крайне скудны, но его произведения принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Андрей Рублёв — почитаемый мастер московской школы иконописи. Точная дата его рождения неизвестна. Предположительно это 1340-1350 год. Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв». И хотя по мнению экспертов икона поздняя и подпись явно поддельная, это является косвенным свидетельством того, что отца художника звали Иваном.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи испытали глубокое воздействие его творчества. Русской православной церковью Андрей Рублёв канонизирован в 1988 году в лике преподобного.
Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Вся жизнь преподобного Андрея Рублева связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к 16 веку, видит в нем духовного сына преподобного Никона Радонежского, по духу святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия Радонежского.
Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
Летопись сообщает, что в 1408 году преподобный Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении 16-17 веков память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные…».
Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой лавре (4) 17 июля в день тезоименитства со святым Андреем Критским.
Канонизирован преподобный Андрей на основании святости жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Канонизирован святой Андрей Рублев церковью в год 1000-летия Руси.
1 июня. Благоверного великого князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской
По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя, почитание его как избранника Божия. Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.
Память о Дмитрии Донском жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.
Так, когда в 1480 году в наше отечество вторгся хан Ахмат, Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год.
А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского упоминалось в посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Среди примеров личного благочестия святого Димитрия — его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.
Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века). Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. У них родилось 12 детей.
Материал сайта «Правмир» — Куликовская битва как личное переживание русских художников https://www.pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhivopisnyie-polotna-ee-otrazheniya/
25 мая. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси
Патриарх Ермоген скончался во времена Смуты в Кремле, занятом поляками. Осаждаемые русским ополчением поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Более девяти месяцев томился святитель в заточении и 17 февраля (по старому стилю) 1612 года скончался мученической смертью от голода.
24 мая. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских
— Можно ли назвать еще какие-то явления в культуре (помимо непосредственно алфавита), которые были приобретены славянами именно благодаря Кириллу и Мефодию?
— Ну, конечно же, это обретение славянами своего литературного языка, который, например, на Руси просуществовал, в качестве единого во всех сферах жизни, вплоть до начала XVIII века. Это и обретение славянского богослужения и собственной литературы. И, разумеется, главное – перевод на славянский язык Евангелия, так как приход христианства к славянам на их родном языке является явлением настолько глобальным и значимым, что масштаб его сейчас, наверное, мы не в состоянии осознать до конца, поскольку смотрим на ситуацию изнутри по прошествии более чем тысячи лет. Это лучше понимали и ощущали авторы житий святых братьев и их ученики, которые характеризовали это событие словами Библии: «И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы слышать слова Писания, и ясен стал язык гугнивых…» (Житие Кирилла Философа, гл. 15). Здесь нужно отметить, что святые Кирилл и Мефодий осознавали свою миссию как апостольскую, а себя в какой-то мере наследниками апостола Павла, поскольку несли свет учения Христа не какому-либо отдельному народу, а всем славянам вообще.
А.А. Турилов, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН
6 мая. День памяти святого великомученика Георгия Победоносца
Уже первые киевские князья-христиане много способствовали утверждению почитания святого Георгия Победоносца – и в качестве небесного покровителя княжеской власти, и, шире, в качестве «небесного устроителя» всей «светло украшенной» Русской земли.
Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, основал в Новгороде в 1030 году Георгиевский (Юрьев) монастырь, а в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве рядом с собором Святой Софии каменный Георгиевский храм. Тогда же в память освящения храма князь «заповеда по всей России творити праздник святаго Георгия» – так называемый Юрьев день, или «зимний Георгий» (в отличие от «весеннего», празднуемого 23 апреля/6 мая в память мученической кончины святого).
С XV – начала XVI столетия образ святого Георгия все чаще выступает в качестве общенационального символа – сначала московской, а затем и всероссийской – государственности. С XVIII же века конная фигура святого Георгия Победоносца становится частью государственного герба России («чудо о змие» помещали в щите на груди двуглавого орла) и городским гербом Москвы.
21 апреля (вторник Светлой седмицы). Иверской иконы Божией Матери.
Во вторник Светлой седмицы (недели после Пасхи) Церковь чтит память одной из своих святынь – Иверской иконы Божией Матери. Этот образ издавна считается одним из самых почитаемых и в России.
История чудотворного образа начинается с IX века, когда он хранился у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никея в Малой Азии. В то время в Византии было воздвигнуто гонение на иконы и иконопочитателей. В дом к женщине ворвались солдаты. Один из них ударил копьем в лик Богородицы, и из пораженного места истекла кровь.
Спасая образ, вдова пообещала солдатам деньги, после чего вместе с сыном спустила икону в море. Через два века святыня, стоя на воде, приплыла к Афону.
Чудотворный образ на побережье Афона обнаружили монахи грузинского Иверского монастыря, которые до этого несколько дней видели в море огненный столп, восходящий до неба. По преданию, это случилось во вторник Светлой седмицы.
От имени обители, где после этого находится икона – Иверской – она и получила свое название, а от места расположения – над вратами монастыря – стала называться еще Портаитиссою, то есть Вратарницей.
Иверская часовня на Красной площади
В 1669 года список Иверской иконы был привезен в Москву и помещен рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны перед образом собирались десятки тысяч москвичей. А в 1791 году на этом месте архитектор Матвей Казаков построил часовню из камня.
В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота.
В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.
Уважаемые коллеги! Сообщество «Воспитываем человека вместе» открывает новую рубрику: «Толковый словарь педагога по духовно-нравственному воспитанию». Думаем, нам всем будет полезно глубже вникнуть в суть понятий, которыми мы оперируем в своей педагогической деятельности. Особенно это будет полезно при обобщении и описании своего опыта и разработке конкурсных материалов. Мы начинаем и приглашаем всех к сотрудничеству! Интересные мысли и словарные статьи можно присылать на нашу почту metodsistema@mail.ru.
9 ноября Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно — нравственных ценностей». Традиционные ценности, согласно Указу, – это нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан, защищают и укрепляют суверенитет страны, обеспечивают ее единство. Это особенно важно в условиях СВО и военного и гуманитарного противостояния нашей страны с НАТО.
Традиционные ценности, что это значит? Всегда ли мы их можем определить? Разбираемся вместе.