Уважаемые коллеги! Сообщество «Воспитываем человека вместе» открывает новую рубрику: «Толковый словарь педагога по духовно-нравственному воспитанию». Думаем, нам всем будет полезно глубже вникнуть в суть понятий, которыми мы оперируем в своей педагогической деятельности. Особенно это будет полезно при обобщении и описании своего опыта и разработке конкурсных материалов. Мы начинаем и приглашаем всех к сотрудничеству! Интересные мысли и словарные статьи можно присылать на нашу почту metodsistema@mail.ru.
***
Начнём с основного понятия нашей деятельности «духовно-нравственное воспитание». Рассмотрим сначала составные части этого понятия.
«Духовное воспитание». Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа».
Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых. Духовность можно определить как благодатность, благочестие, а в высшем проявлении святость. «Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений».
«В нравственном воспитании самое главное – формирование идейной сердцевины личности: гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела». (В.А. Сухомлинский). Также он считал, что «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека» и есть нравственное воспитание.
Википедия даёт следующее определение понятию «духо́вно-нра́вственное воспитание»: «В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины».
Предлагаем обратиться к взглядам известных учёных и педагогов на содержание этого понятия.
— Профессор Зеньковский В.В. говорит: «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания». По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».
— Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.: «Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни».
***
Начиная новую страницу, вернёмся к цитате профессора В.В. Зеньковского, который говорит, что «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [1, с. 50]. По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».Предлагаем поговорить об этимологии слова «ЧЕЛОВЕК». Что оно значит в русском языке?
Википедия даёт такое определение: «Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По научным данным, возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.
Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства».Т. Фролов и В. Г. Борзенков в «Новой философской энциклопедии» указывают, что можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:
1.человек в естественной систематике животных;
2.человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;
3.человек в смысле «человеческий род»;
4.человек как индивид, личность.
Нас же будет интересовать духовный взгляд на это понятие. И прежде всего нужно сказать о сакральности русского языка как явления.
«Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана». Вильгельм Кюхельбекер
Вот как рассматривает значение слова «Человек» в своей книге «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» Василий Ирзабеков: «Так что же все-таки означает слово человек? А.С. Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, сотворенного Богом, но и в том, что Слово — это прежде всего имя Самого Бога! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3)». «Пречистыми устами Господа нашего Иисуса Христа оно взывает к нашему с вами Небесному достоинству. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — читаем в Евангелии от Матфея (Мф. 5, 48). «Посему ты уже не раб, но сын», — вторит святой апостол Павел (Гал. 4, 7). Но если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. И это уже родство не только по плоти от ветхозаветного праотца Адама, о котором мы упомянули ранее. Все неизмеримо выше, божественнее, сокровеннее».
Виктор Иванович Слободчиков в работе «В поиске оснований христианской психологии» говорит о следующей проблеме нашего времени: «Расчеловечивание человека. Вот и в новом тысячелетии мы наблюдаем все ускоряющийся процесс дегуманизации человека, все большее наращивание в себе цивильно-технических и инструментально-прагматических измерений собственной человечности. В существующем антропологическом кризисе и в направлениях его разрешения принципиальное значение имеет характер тех или иных гуманитарных практик. И здесь необходимо сделать одно важнейшее позиционное утверждение: всякая практика может считаться гуманитарной, если она является практикой вочеловечивания человека, практикой становления подлинно человеческого в человеке. И наоборот — любая практика не гуманитарна (не гуманна), если она этого не делает, в какие бы человекообразные формы она не рядилась». Следовательно, главной целью педагогики на данном этапе является вочеловечевание человека!
***
Продолжая разговор, считаем интересным рассмотреть суть понятий «вочеловечевание» и «расчеловечивание» человека, а также влияние педагога на эти процессы.
Святой Ириней Лионский писал: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим».
В результате двух тысяч лет своего «развития» и отступления от Бога человечество пришло к ужасающей деградации и «расчеловечиванию». Известный русский публицист Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) писал: «Подобно тому, как наступает смерть живого организма, возможна и духовная смерть человека. И этот процесс умирания в человеке человеческого и следует назвать процессом расчеловечивания».
Расчеловечивание – это уход от Бога, процесс духовного угасания и нравственного разложения. Главное – свобода в удовлетворении своих желаний. Человеком должен править не разум, а чувства. Свобода – это когда исполняются все мои желания. Живи минутой. Прочь сомнения о несоответствии своей жизни требованиям законов Мироздания. Нет ответственности, всё безнаказанно. Жизнь – парад случайностей. Итог всё равно один – смерть.
В.И. Слободчиков считает, что каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия.
Оскар Бренифье (французский писатель, эксперт ЮНЕСКО, директор Парижского института практической философии, специалист по детскому развитию) пишет: «В человечестве всегда присутствует два исторических противоборствующих потока: один очеловечивающий и другой расчеловечивающий. И водораздел между этими потоками проходит по сознанию человека», а принадлежность к тому или другому потоку «является следствием мировоззренческой установки или настройки».
Такую настройку дают ребёнку родители и педагоги («педагог» с греческого — ведущий ребёнка).
Каким образом педагог может провести такую настройку? На этот вопрос нам отвечает Антон Семёнович Макаренко: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Некоторые учёные (В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.В. Мудрик) рассматривает такую установку как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение, как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям.
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».
Антуан де Сент-Экзюпери

***
Попробуем в нашем словаре определить понятие «Целомудрие»
Википедия говорит следующее: «Моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях».
Заглянем в толковые словари русского языка.
- В Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н. целомудрие
определяется как «добродетель, строгость в нравственном отношении».
- С.И. Ожегов в своём словаре даёт два толкования слова целомудрие:
- То же, что девственность;
- перен. Строгая нравственность, чистота.
- Владимир Иванович Даль трактует так: «Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».
Академик РАО, доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков предлагает иной взгляд: «Целомудрие человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом». «Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей».
Что же о целомудрии говорят святые отцы?
Свт. Иоанн Златоуст так говорит об этом понятии:
«Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.»
Преподобный. Ефрем Сирин
«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но, чтобы свободным быть и от прочих страстей».
Святитель Игнатий Брянчанинов так объясняет понятие целомудрия:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».
***
Исходя из вышесказанного, предлагаем рассмотреть понятие «ЛЮБОВЬ».
Википедия даёт следующее определение: «Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии».
В русском языке самые разные значения могут быть вложены в это слово: может быть любовь к Родине, к детям, к женщине, к каким-то занятиям (рыбалке, рисованию), каким-то привязанностям и т.д.
А в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви существует четыре слова: φιλία (фили́я), στοργή (сторги), έ̉ρος (эрос), αγάπη (агапи).
Филия (φιλία) — любовь дружеская, эрос (ἔρως) — любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь или по определению С. Аверинцева «стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения»); сторги (στοργή) —любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) — любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной). Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение.
***
Любо́вь –
1) одно из имен Божьих, отражающих одно из Его сущностных свойств и указывающих на то, что, с одной стороны, Бог есть Сам в Себе всесовершенная Любовь и с другой стороны, Он изливает любовь на Свое творение;
2) основополагающая христианская добродетель, «совокупность совершенства» (Кол. 3:14);
3) глубокое сердечное стремление одного лица к другому как к представителю противоположного пола; привязанность к кому-либо, чему-либо.
Любовь Божественная
Любовь – одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном Послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога.
Любовь человеческая
Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40).
Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2-3).
Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).
Черты истинной любви
По своим главным чертам христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная.
Евангелие по Матфею (Мт.5:43-48):
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
* * *
протоиерей Валентин Свенцицкий:
Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила.
преподобный авва Дорофей:
…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.
преподобный Амвросий Оптинский:
Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.
иеромонах Макарий (Маркиш):
Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу.
преподобный Иустин (Попович):
Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек.
митрополит Сурожский Антоний:
Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой. Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ
По материалам сайта «Азбука веры»
***
Попытаемся раскрыть содержание понятия «Образование». «Всё знающая» Википедия даёт такое определение этому термину: «система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций».
Посмотрим, что об образовании говорили известные люди.
«Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Николай Чернышевский
«Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума». Артур Шопенгауэр
«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Б.Ф. Скиннер
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Константин Симонов
Вот что говорит Википедия об этимологии слова Образование: «Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma)»
Мы же предлагаем взглянуть на это понятие с точки зрения антропологии.
Образова́ние — это, прежде всего, создание образ Божия в человеке. Дорастание человека, творения Божия, до своего творца.
Вот что говорит протоиерей Сергий Коротких: «Образование – это процесс развития (раскрытия) образа Божьего, дарованного человеку свыше от рождения, до индивидуально доступной, но не имеющей предела в своем совершенствовании степени подобия Божьего посредством адекватных и целесообразных средств и методов обучения и воспитания. Ясно прослеживается прямая, закономерная и универсальная зависимость между, во-первых, трехсоставностью человеческой природы как системы, формируемой гармоничным и иерархическим взаимодействием трех сотворенных сущностей…».
Виктор Иванович Слободчиков (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО) рассматривает Образование как трёхсоставный взаимопроникающий процесс Развития + Воспитание + Обучение.
***
01.09.2020 вступил в силу Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Новые поправки в закон, инициированные президентом, содержат определение понятия «воспитание» и раскрывают механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна стать составной частью всех образовательных программ. Его принятие будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Приведём ниже словарь, данный в Методических рекомендациях «О разработке программы воспитания».
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.
Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.
Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.
Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.
Детское общественное объединение – это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.
Детская общественная организация – это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.
Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Календарный план воспитательной работы — разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.
Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.
Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.
Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.
Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).
Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.
Примерная программа воспитания образовательной организации — учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.
Рабочая программа воспитания образовательной организации — комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.
Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.
Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.
Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.