МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  • Состоялось рабочее совещание с министром образования региона. В ходе совещания рассматривались вопросы организации, сопровождения и внедрения Примерной программы воспитания для образовательных организаций Калининградской области. В результате совещания было принято решение о создании рабочей группы, которая представит предложения по внедрению и сопровождению данной программы с целью решения вопросов финансирования https://metodsistema.ru/2020/09/18/внедрение-программы-воспитания-в-шко/

 

  • Актуальная информация об апробации и внедрении Программы воспитания: документы, презентационные и методические материалы, обучающие семинары на сайте Института стратегии развития образования РАО http://form.instrao.ru

 

 

 

Сборник методических разработок «Вариативная модель системы духовно-нравственного развития и воспитания в системе образования Калининградской области»

Методические рекомендации: реализация кадетского компонента содержания образования и организация деятельности кадетских казачьих классов

Кадетское направление в образовании (презентация)

Проект «Добрые письма»

Праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Пасха

Материалы для ДОО

Теплова А. Б.

Монахиня Александра (Захарченко)

Ужанков А.Н.

Слободчиков В.И, Остапенко А.А. и др

Кошечко А.Н. и др.

Совещание Реализация кадетского компонента в свете государственной политики в образовании, 7.07.2020 г.

Выступление Тепловой А.Б. Свято-Михайловские чтения 2019 год

Фестиваль «Воспитатели России», секция Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Е.В. Ольшанская. Духовно-нравственное воспитание

М.Е. Соколова. Формирование профессиональных компетенций педагогов ДОО в сфере ДНВ.

Е.А. Лаане. Инновационная модель профессионального развития педагогов ДОО в системе ДНВ

Ссылка на официальный аккаунт Всероссийской общественной организации содействия развитию сферы дошкольного образования «Воспитатели России» (Видео форумов дошкольного образования, обучающих вебинаров) https://www.youtube.com/channel/UCy0NxAoB9hAZUrnSz2hLXrw/videos

Подарите мне минуту. Короткометражный фильм.

Мультфильм Недобаюканная

ТЫ ВСЁ ЕЩЁ ЧЕЛОВЕК! ПОДЕЛИСЬ С ТЕМИ, КТО ТЕБЕ ДОРОГ!

Мультфильм Сильные духом крепче стены

В поисках настоящего дошкольного детства. Опыт перемен в обычном детском саду

Мультфильмы о войне. Василек

Жить. Мультфильм о Великой Отечественной войне

Мультфильм о Великой Отечественной войне. Солдатская сказка

Мультфильм о Великой Отечественной войне. Легенда о старом маяке

Мишина И.Г. Как строить свою семью? («Юноше, обдумывающему житье», и не только)

Соколова М.Е. Педагогическая мастерская ценностно-смысловых ориентаций «Что такое счастье?»

Соколова М.Е., Матвеева Ю.А.

Педагогическая мастерская «Культурная идентичность педагога как основа профессиональной компетентности в преподавании духовно-нравственных дисциплин»

На канале «Атриум» фрагменты лекций Любовь Урбанович, кандидата педагогических наук, о семейной жизни, которые могут быть использованы при реализации курса. https://www.youtube.com/channel/UCgEWJN1dpmReALMvJGhcBVA/featured

Монахиня Нина (Крыгина). Счастливая семья в России. Утопия или реальность?

Монахиня Нина (Крыгина). Мама, он самый лучший!

Монахиня Нина (Крыгина). Семейные проблемы в вопросах и ответах

Монахиня Нина (Крыгина). Особенности воспитания мальчиков и девочек

Монахиня Нина (Крыгина). "Да убоится жена мужа своего"

Сайт Центра для детей и родителей «Рождество»

О Центре: «Развиваем и сохраняем культуру семьи и родительства на основе традиций и духовных ценностей русского народа. МЫ ВДОХНОВЛЯЕМ родителей на активную жизнь в общем пространстве с детьми. МЫ БЕРЕЖНО ОТБИРАЕМ то лучшее в традиции и современности, что служит подспорьем для того, чтобы день за днем созидать устойчивую и любящую семью. МЫ ПОМОГАЕМ взрослым и детям найти прочные и ясные духовные, нравственные и культурные ориентиры в условиях сегодняшнего дня. МЫ — ПЛАТФОРМА для общения, развития и обучения родителей, малышей, детей и подростков. МЫ — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС более 50 авторских программ для всей семьи на разных этапах ее становления: от подготовки к беременности до воспитания подростков. МЫ — КОМАНДА ПРОФЕССИОНАЛОВ, готовых ответить на актуальные вопросы современных родителей о здоровье, воспитании, психологии и культуре».

На сайте — видеолекторий, онлайн-курсы, статьи и многое другое http://www.rojdestvo.ru

Полезные ссылки по СКАЗКЕ от культуролога Анастасии Абрамовой

Евгений Трубецкой «Иное царство и его искатели в русской народной сказке»
https://www.litmir.me/br/?b=243602&p=1

Иван Ильин «Духовный мир сказки»
https://omiliya.org/article/dukhovnyi-mir-skazki-ivan-ilin.html

Джон Рональд Руэл Толкиен «О волшебных сказках»
https://omiliya.org/article/o-volshebnykh-skazkakh-dzhon-ronald-ruel-tolkien.html

Анастасия Абрамова
«О толковании сказок»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36733.php

Анастасия Абрамова «Воспитание сказкой — сказки для самых маленьких: как выбрать»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36562.php

Анастасия Абрамова «Русская сказка в домашнем театре»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36563.php?ELEMENT_ID=36563&PAGEN_1=2

СКАЗКИ в переложении и исполнении Анастасии Абрамовой и Натальи Фаустовой (и колыбельные) — проект «Колыбельные для всей семьи»/ звучащая книга; полное видео со сказками и песнями
https://youtu.be/F2RXsx0ZldE

Тексты сказок для показа с куклами
(из книги Анастасии Абрамовой «Сказка в домашнем театре» и программы развития и воспитания «Введение в традицию» Центра «Рождество»)
https://www.portal-slovo.ru/authors/7.php

1 сентября. Донской иконы Божией Матери.

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. В память победы икона стала называться «Донская».

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары уже были около Москвы. Основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь  Федор Иоаннович с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а потом икона была поставлена среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары бежали, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович приказал на месте, где стояла во время битвы Донская икона, основать Донской монастырь (по материалам сайта https://www.pravmir.ru).

 

6 августа. Святых благоверных князей Бориса и Глеба

Святые бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб (в Свя­том Кре­ще­нии – Ро­ман и Да­вид) – пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные как Рус­ской, так и Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью. Они бы­ли млад­ши­ми сы­но­вья­ми свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. После смерти Владимира, Святополк, старший брат Бориса и Глеба, объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. После этого Святополк убил и Глеба. Обманом вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса. Но также предпочел войне с братом собственную смерть.

В чем же со­сто­ял по­двиг свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба? Ка­кой смысл в том, чтобы вот так – без со­про­тив­ле­ния по­гиб­нуть от рук убийц?

«По­двиг крот­кой жерт­вен­но­сти бра­тьев про­из­вел боль­шое впе­чат­ле­ние на недав­них языч­ни­ков сла­вян — о фе­но­ме­наль­ной по­пуляр­но­сти стра­сто­терп­цев сви­де­тель­ству­ет оби­лие со­хра­нив­ших­ся спис­ков жиз­не­опи­са­ний и осо­бен­но вес­ко — ка­но­ни­за­ция: Бо­рис и Глеб бы­ли пер­вы­ми при­знан­ны­ми свя­ты­ми Рус­ской Церк­ви. Но урок, ко­то­рый из­вле­кал на­род из ис­то­рии их стра­даль­че­ства […], вы­гля­дит на пер­вый взгляд неожи­дан­но. Бо­рис и Глеб по­чи­та­лись как по­кро­ви­те­ли рус­ско­го вой­ска, по­мощ­ни­ки на по­ле бра­ни. «Сла­бые», ни­че­го не сде­лав­шие для соб­ствен­ной за­щи­ты, они оста­лись в на­род­ной па­мя­ти как свя­тые во­и­ны, пред­во­ди­те­ли пра­во­слав­но­го во­ин­ства. Этим под­чер­ки­ва­ют­ся очень важ­ные чер­ты об­ли­ка стра­сто­терп­цев. Во-пер­вых, их пат­ри­о­тизм — они не ис­ка­ли сво­ей, удель­ной вы­го­ды, а мыс­ли­ли бо­лее ши­ро­ко, мас­шта­ба­ми стра­ны, все­рьез под­чи­ня­ясь пра­ву стар­ше­го — на нем зи­жди­лась вся фе­о­даль­ная го­судар­ствен­ность. И во-вто­рых, «без­оруж­ная во­ин­ствен­ность» — не в си­ле Бог, а в прав­де. На­сто­я­щая по­бе­да до­ста­лась не Свя­то­пол­ку, про­зван­но­му Ока­ян­ным, а Бо­ри­су и Гле­бу, ко­то­рые рас­счи­ты­ва­ли не на свои си­лы, а на пра­вед­ность и прав­ду» (Свящ. Николай Солодов). (по материалам сайтов https://azbyka.ru, https://foma.ru)

Подборка материалов о Борисе и Глебе

Борис и Глеб как политики

 

1 июня. Благоверного великого князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской

По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя, почитание его как избранника Божия. Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.
Память о Дмитрии Донском жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.
Так, когда в 1480 году в наше отечество вторгся хан Ахмат, Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год.
А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского упоминалось в посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Среди примеров личного благочестия святого Димитрия — его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.
Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века). Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. У них родилось 12 детей.

Материал сайта «Правмир» — Куликовская битва как личное переживание русских художников https://www.pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhivopisnyie-polotna-ee-otrazheniya/

 

25 мая. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Ермоген скончался во времена Смуты в Кремле, занятом поляками. Осаждаемые русским ополчением поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Более девяти месяцев томился святитель в заточении и 17 февраля (по старому стилю) 1612 года скончался мученической смертью от голода.

 

24 мая. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

— Можно ли назвать еще какие-то явления в культуре (помимо непосредственно алфавита), которые были приобретены славянами именно благодаря Кириллу и Мефодию?
— Ну, конечно же, это обретение славянами своего литературного языка, который, например, на Руси просуществовал, в качестве единого во всех сферах жизни, вплоть до начала XVIII века. Это и обретение славянского богослужения и собственной литературы. И, разумеется, главное – перевод на славянский язык Евангелия, так как приход христианства к славянам на их родном языке является явлением настолько глобальным и значимым, что масштаб его сейчас, наверное, мы не в состоянии осознать до конца, поскольку смотрим на ситуацию изнутри по прошествии более чем тысячи лет. Это лучше понимали и ощущали авторы житий святых братьев и их ученики, которые характеризовали это событие словами Библии: «И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы слышать слова Писания, и ясен стал язык гугнивых…» (Житие Кирилла Философа, гл. 15). Здесь нужно отметить, что святые Кирилл и Мефодий осознавали свою миссию как апостольскую, а себя в какой-то мере наследниками апостола Павла, поскольку несли свет учения Христа не какому-либо отдельному народу, а всем славянам вообще.
А.А. Турилов, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН

 

 

6 мая. День памяти святого великомученика Георгия Победоносца

Уже первые киевские князья-христиане много способствовали утверждению почитания святого Георгия Победоносца – и в качестве небесного покровителя княжеской власти, и, шире, в качестве «небесного устроителя» всей «светло украшенной» Русской земли.
Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, основал в Новгороде в 1030 году Георгиевский (Юрьев) монастырь, а в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве рядом с собором Святой Софии каменный Георгиевский храм. Тогда же в память освящения храма князь «заповеда по всей России творити праздник святаго Георгия» – так называемый Юрьев день, или «зимний Георгий» (в отличие от «весеннего», празднуемого 23 апреля/6 мая в память мученической кончины святого).
С XV – начала XVI столетия образ святого Георгия все чаще выступает в качестве общенационального символа – сначала московской, а затем и всероссийской – государственности. С XVIII же века конная фигура святого Георгия Победоносца становится частью государственного герба России («чудо о змие» помещали в щите на груди двуглавого орла) и городским гербом Москвы.

 

21 апреля (вторник Светлой седмицы). Иверской иконы Божией Матери.

Во вторник Светлой седмицы (недели после Пасхи) Церковь чтит память одной из своих святынь – Иверской иконы Божией Матери. Этот образ издавна считается одним из самых почитаемых и в России.

История чудотворного образа начинается с IX века, когда он хранился у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никея в Малой Азии. В то время в Византии было воздвигнуто гонение на иконы и иконопочитателей. В дом к женщине ворвались солдаты. Один из них ударил копьем в лик Богородицы, и из пораженного места истекла кровь.

Спасая образ, вдова пообещала солдатам деньги, после чего вместе с сыном спустила икону в море. Через два века святыня, стоя на воде, приплыла к Афону.

Чудотворный образ на побережье Афона обнаружили монахи грузинского Иверского монастыря, которые до этого несколько дней видели в море огненный столп, восходящий до неба. По преданию, это случилось во вторник Светлой седмицы.

От имени обители, где после этого находится икона – Иверской – она и получила свое название, а от места расположения – над вратами монастыря – стала называться еще Портаитиссою, то есть Вратарницей.

Иверская часовня на Красной площади

В 1669 года список Иверской иконы был привезен в Москву и помещен рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны перед образом собирались десятки тысяч москвичей. А в 1791 году на этом месте архитектор Матвей Казаков построил часовню из камня.

В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

Уважаемые коллеги! Сообщество «Воспитываем человека вместе» открывает новую рубрику: «Толковый словарь педагога по духовно-нравственному воспитанию». Думаем, нам всем будет полезно глубже вникнуть в суть понятий, которыми мы оперируем в своей педагогической деятельности. Особенно это будет полезно при обобщении и описании своего опыта и разработке конкурсных материалов. Мы начинаем и приглашаем всех к сотрудничеству! Интересные мысли и словарные статьи можно присылать на нашу почту metodsistema@mail.ru.

 

***

 

Начнём с основного понятия нашей деятельности «духовно-нравственное воспитание». Рассмотрим сначала составные части этого понятия.

«Духовное воспитание». Психологи В.И. Слободчиков и  Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа».

Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых. Духовность можно определить как благодатность, благочестие, а в высшем проявлении святость. «Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений».

«В нравственном воспитании самое главное – формирование идейной сердцевины личности: гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела». (В.А. Сухомлинский).  Также он  считал, что «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека» и есть нравственное воспитание.

Википедия даёт следующее определение понятию «духо́вно-нра́вственное воспитание»: «В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины».

Предлагаем обратиться к взглядам известных учёных и педагогов на содержание этого понятия.

— Профессор Зеньковский В.В. говорит: «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания». По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».

— Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.: «Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни».

 

***

 

Начиная новую страницу, вернёмся к цитате профессора В.В. Зеньковского, который говорит, что «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [1, с. 50]. По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».Предлагаем поговорить об этимологии слова «ЧЕЛОВЕК». Что оно значит в русском языке?

Википедия даёт такое определение: «Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По научным данным, возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.

Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства».Т. Фролов и В. Г. Борзенков в «Новой философской энциклопедии» указывают, что можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:

1.человек в естественной систематике животных;

2.человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;

3.человек в смысле «человеческий род»;

4.человек как индивид, личность.

Нас же будет интересовать духовный взгляд на это понятие. И прежде всего нужно сказать о сакральности русского языка как явления.

«Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана». Вильгельм Кюхельбекер

Вот как рассматривает значение слова «Человек» в своей книге «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» Василий Ирзабеков: «Так что же все-таки означает слово человек? А.С. Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, сотворенного Богом, но и в том, что Слово — это прежде всего имя Самого Бога! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3)». «Пречистыми устами Господа нашего Иисуса Христа оно взывает к нашему с вами Небесному достоинству. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — читаем в Евангелии от Матфея (Мф. 5, 48). «Посему ты уже не раб, но сын», — вторит святой апостол Павел (Гал. 4, 7). Но если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. И это уже родство не только по плоти от ветхозаветного праотца Адама, о котором мы упомянули ранее. Все неизмеримо выше, божественнее, сокровеннее».

Виктор Иванович Слободчиков в работе «В поиске оснований христианской психологии» говорит о следующей проблеме нашего времени: «Расчеловечивание человека. Вот и в новом тысячелетии мы наблюдаем все ускоряющийся процесс дегуманизации человека, все большее наращивание в себе цивильно-технических и инструментально-прагматических измерений собственной человечности. В существующем антропологическом кризисе и в направлениях его разрешения принципиальное значение имеет характер тех или иных гуманитарных практик. И здесь необходимо сделать одно важнейшее позиционное утверждение: всякая практика может считаться гуманитарной, если она является практикой вочеловечивания человека, практикой становления подлинно человеческого в человеке. И наоборот — любая практика не гуманитарна (не гуманна), если она этого не делает, в какие бы человекообразные формы она не рядилась». Следовательно, главной целью педагогики на данном этапе является вочеловечевание человека!

 

***

 

Продолжая разговор, считаем интересным рассмотреть суть понятий «вочеловечевание» и «расчеловечивание» человека, а также влияние педагога на эти процессы.

Святой Ириней Лионский писал: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим».  

В результате двух тысяч лет своего «развития» и отступления от Бога человечество пришло к ужасающей деградации и «расчеловечиванию». Известный русский публицист Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) писал: «Подобно тому, как наступает смерть живого организма, возможна и духовная смерть человека. И этот процесс умирания в человеке человеческого и следует назвать процессом расчеловечивания».

Расчеловечивание – это уход от Бога, процесс духовного угасания и нравственного разложения. Главное – свобода в удовлетворении своих желаний. Человеком должен править не разум, а чувства. Свобода – это когда исполняются все мои желания. Живи минутой. Прочь сомнения о несоответствии своей жизни требованиям законов Мироздания. Нет ответственности, всё безнаказанно. Жизнь – парад случайностей. Итог всё равно один – смерть.  

В.И. Слободчиков считает, что каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия.

Оскар Бренифье (французский писатель, эксперт ЮНЕСКО, директор Парижского института практической философии, специалист по детскому развитию) пишет: «В человечестве всегда присутствует два исторических противоборствующих потока: один очеловечивающий и другой расчеловечивающий. И водораздел между этими потоками проходит по сознанию человека», а принадлежность к тому или другому потоку «является следствием мировоззренческой установки или настройки».

Такую настройку дают ребёнку родители и педагоги («педагог» с греческого — ведущий ребёнка).               

Каким образом педагог может провести такую настройку? На этот вопрос нам отвечает Антон Семёнович Макаренко: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»  

Некоторые учёные (В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.В. Мудрик) рассматривает такую установку как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение, как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».  

Антуан де Сент-Экзюпери