МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Мишина И.Г. «Изменилось ли Детство современного ребенка?» О II международном культурно-просветительского форуме «Детство: самоценность настоящего»

Соколова М.Е. Педагогическая мастерская «Мы забыли часы»

Видео к занятию

1

2

3

4

Подарите мне минуту. Короткометражный фильм

Ты все еще человек. Поделись с теми, кто тебе дорог

Мишина И.Г. Философская традиция воспитания М. Бубера

Сборник «Событийность в образовательной и педагогической деятельности». В выпуске анализируются методологические, теоретические, методические и дидактические аспекты проявления СОБЫТИЙНОСТИ в образовании. Событийность рассматривается как особое свойство со-организованности ценностно-значимых человеческих отношений в сфере образования. В сборнике анализируются условия возникновения и проявления феномена событийности в образовательном сообществе.

Прот. Сергий Коротких «Антропологические основания духовно-нравственного воспитания в контексте христианского мировоззрения»

Педагогическая мастерская ценностно-смысловых ориентаций «Прощение»

Сборник методических разработок «Вариативная модель системы духовно-нравственного развития и воспитания в системе образования Калининградской области»

Методические рекомендации: реализация кадетского компонента содержания образования и организация деятельности кадетских казачьих классов

Кадетское направление в образовании (презентация)

Проект «Добрые письма»

Праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Пасха

Материалы для ДОО

Образовательный проект

«Круг светлых дней»

Организатор: АНО «Культурное объединение» (г. Калининград)

Куратор проекта: Центр методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания областного Центра диагностики и консультирования детей и подростков (г. Калининград)

Лекторы и ведущие: специалисты, преподаватели Российской академии наук, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций – инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания Калининградской области

Цель:  повышение профессиональных компетенций педагогов ДОО в осмыслении потенциала традиционной народной культуры в воспитании дошкольников и его практического использования для  погружения детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры.

Содержание проекта:

Главным праздничным вехам в жизни нашего народа посвящены циклы семинаров, способствующие реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

  1. цикл семинаров «Праздники «Сороки» и «Благовещенье»;
  2. цикл семинаров «Пришло Рождество, начинаем торжество!»;
  3. цикл семинаров «Праздник праздников. Светлая Пасха»

Обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в семье и детском саду –  основа проекта «Круг светлых дней».

Как открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня?

Как найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста?  

Каким образом зажечь сердце ребенка, чтобы каждый праздник мог засиять в его душе особенными, памятными образами?

Об этом и о многом другом – на семинарах проекта «Круг светлых дней».

Цикл семинаров «Пришло Рождество, начинаем торжество!»

Первая встреча цикла онлайн-семинаров "Пришло Рождество, начинаем торжество!"

Цикл онлайн-семинаров "Пришло Рождество, начинаем торжество!". Беседа со священником

Вторая встреча цикла онлайн-семинаров "Пришло Рождество, начинаем торжество!"

Третья встреча цикла онлайн-семинаров "Пришло Рождество, начинаем торжество!"

Итоговая встреча цикла онлайн-семинаров "Пришло Рождество, начинаем торжество!"

Материалы, которые могут быть полезны:

Лекция № 1 в цикле «Академия этнокультурных программ» — «Самостоянье человека: общество, личность».
https://www.youtube.com/watch?v=9IVqK7al06g
Лекция № 2 в цикле «Академия этнокультурных программ» — «Самостоянье человека: семья».
https://www.youtube.com/watch?v=26CVTiBbOdk
Учимся растить любовью. Выпуск от 21 декабря 2017
https://www.youtube.com/watch?v=-GlwRmVjwNs&featu..
«Милые християнские любимые животы» или «звери»? Образы животных в традиционной культуре Каргополья https://www.youtube.com/watch?v=KhDoegU6WmI&t=34s
Учимся растить любовью. Выпуск от 16 ноября 2017. Этнопедагогика
https://www.youtube.com/watch?v=tqyVrTkZWj4

Ерёмина Н.В. Практическое занятие с детьми дошкольного возраста «Подготовка к празднику Рождества Христова» https://cloud.mail.ru/public/LZcn/3Lb5e7jBS

Занятие с дошкольниками «Рождественская история» https://cloud.mail.ru/public/H1Dp/mZeZLbMAS

Литературная гостиная «Рождество Христово в художественной литературе и в словесной народной традиции» Л.Н. Иванищенко https://disk.yandex.ru/i/wXURBU7_G_X_vg

СветРождественскойЗвезды2020 Творческое видео-выступление воспитанников средней группы (муз. руководитель Мосина Оксана Владимировна, воспитатель Коротких Людмила Ивановна) МАДОУ «Детский сад №14» города Гусева. Литературно-музыкальная композиция «Поздравляем с Рождеством!» https://m.vk.com/video451532796_456239025?list=83ebfa13f848d61f1f&from=wall451532796_278

Рождественский марафон идей https://metodsistema.ru/2021/01/11/рождественский-марафон/

Вертепное представление, Рождественский вертеп с куклами. Воробьева Л.Г.

Путеводитель для родителей по страницам добрых книг. Чудо Рождества

Теплова А. Б.

Монахиня Александра (Захарченко)

Ужанков А.Н.

Слободчиков В.И, Остапенко А.А. и др

Кошечко А.Н. и др.

Еремина Н.В., Буренина А.И. Вебинар "Приобщение детей к традициям народной культуры". Часть 1

Еремина Н.В., Буренина А.И. Вебинар "Приобщение детей к традициям народной культуры". Часть 2

Совещание Реализация кадетского компонента в свете государственной политики в образовании, 7.07.2020 г.

Выступление Тепловой А.Б. Свято-Михайловские чтения 2019 год

Фестиваль «Воспитатели России», секция Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Е.В. Ольшанская. Духовно-нравственное воспитание

М.Е. Соколова. Формирование профессиональных компетенций педагогов ДОО в сфере ДНВ.

Е.А. Лаане. Инновационная модель профессионального развития педагогов ДОО в системе ДНВ

Ссылка на официальный аккаунт Всероссийской общественной организации содействия развитию сферы дошкольного образования «Воспитатели России» (Видео форумов дошкольного образования, обучающих вебинаров) https://www.youtube.com/channel/UCy0NxAoB9hAZUrnSz2hLXrw/videos

Подарите мне минуту. Короткометражный фильм.

Мультфильм Недобаюканная

ТЫ ВСЁ ЕЩЁ ЧЕЛОВЕК! ПОДЕЛИСЬ С ТЕМИ, КТО ТЕБЕ ДОРОГ!

Мультфильм Сильные духом крепче стены

В поисках настоящего дошкольного детства. Опыт перемен в обычном детском саду

Мультфильмы о войне. Василек

Жить. Мультфильм о Великой Отечественной войне

Мультфильм о Великой Отечественной войне. Солдатская сказка

Мультфильм о Великой Отечественной войне. Легенда о старом маяке

Соколова М.Е. Ценностный потенциал современных образовательных технологий в рамках курса НОСЖ

Мишина И.Г. Как строить свою семью? («Юноше, обдумывающему житье», и не только)

Соколова М.Е. Педагогическая мастерская ценностно-смысловых ориентаций «Что такое счастье?»

Соколова М.Е., Матвеева Ю.А.

Педагогическая мастерская «Культурная идентичность педагога как основа профессиональной компетентности в преподавании духовно-нравственных дисциплин»

На канале «Атриум» фрагменты лекций Любовь Урбанович, кандидата педагогических наук, о семейной жизни, которые могут быть использованы при реализации курса. https://www.youtube.com/channel/UCgEWJN1dpmReALMvJGhcBVA/featured

Монахиня Нина (Крыгина). Счастливая семья в России. Утопия или реальность?

Монахиня Нина (Крыгина). Мама, он самый лучший!

Монахиня Нина (Крыгина). Семейные проблемы в вопросах и ответах

Монахиня Нина (Крыгина). Особенности воспитания мальчиков и девочек

Монахиня Нина (Крыгина). "Да убоится жена мужа своего"

Мишина И.Г. Педагогическая мастерская Наследие ПОБЕДЫ в моей жизни

Православный календарь Великой отечественной войны. Неслучайные даты (материал МАДОУ ЦРР д/с №94 г. Калининграда)

Буклет

Материалы МАДОУ д/с №56

 Книга Памяти

 Атлас Города-герои Великой Отечественной войны

Сайт Центра для детей и родителей «Рождество»

О Центре: «Развиваем и сохраняем культуру семьи и родительства на основе традиций и духовных ценностей русского народа. МЫ ВДОХНОВЛЯЕМ родителей на активную жизнь в общем пространстве с детьми. МЫ БЕРЕЖНО ОТБИРАЕМ то лучшее в традиции и современности, что служит подспорьем для того, чтобы день за днем созидать устойчивую и любящую семью. МЫ ПОМОГАЕМ взрослым и детям найти прочные и ясные духовные, нравственные и культурные ориентиры в условиях сегодняшнего дня. МЫ — ПЛАТФОРМА для общения, развития и обучения родителей, малышей, детей и подростков. МЫ — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС более 50 авторских программ для всей семьи на разных этапах ее становления: от подготовки к беременности до воспитания подростков. МЫ — КОМАНДА ПРОФЕССИОНАЛОВ, готовых ответить на актуальные вопросы современных родителей о здоровье, воспитании, психологии и культуре».

На сайте — видеолекторий, онлайн-курсы, статьи и многое другое http://www.rojdestvo.ru

Полезные ссылки по СКАЗКЕ от культуролога Анастасии Абрамовой

Евгений Трубецкой «Иное царство и его искатели в русской народной сказке»
https://www.litmir.me/br/?b=243602&p=1

Иван Ильин «Духовный мир сказки»
https://omiliya.org/article/dukhovnyi-mir-skazki-ivan-ilin.html

Джон Рональд Руэл Толкиен «О волшебных сказках»
https://omiliya.org/article/o-volshebnykh-skazkakh-dzhon-ronald-ruel-tolkien.html

Анастасия Абрамова
«О толковании сказок»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36733.php

Анастасия Абрамова «Воспитание сказкой — сказки для самых маленьких: как выбрать»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36562.php

Анастасия Абрамова «Русская сказка в домашнем театре»
https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36563.php?ELEMENT_ID=36563&PAGEN_1=2

СКАЗКИ в переложении и исполнении Анастасии Абрамовой и Натальи Фаустовой (и колыбельные) — проект «Колыбельные для всей семьи»/ звучащая книга; полное видео со сказками и песнями
https://youtu.be/F2RXsx0ZldE

Тексты сказок для показа с куклами
(из книги Анастасии Абрамовой «Сказка в домашнем театре» и программы развития и воспитания «Введение в традицию» Центра «Рождество»)
https://www.portal-slovo.ru/authors/7.php

6 декабря. Благоверного великого князя Александра Невского

«Александр Ярославович совершал княжеское служение в то нелегкое время, когда Русская земля, раздираемая внутренними междоусобицами, оказалась под ударом и внешнего врага. Но милостию Божию, благодаря государственной мудрости и полководческим дарованиям Александра Ярославовича, Русь достойно выдержала выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания. Имя святого князя по праву вписано в историю Руси, в созидание величия которой он внес весомый вклад. И не только в созидание величия, но в спасение нашего Отечества, потому что именно во времена Александра Невского Отечество наше могло прекратить свое существование и превратиться в раздробленные, вечно враждующие между собой образования, находящиеся под пятой иноземных захватчиков.

[] Хочу заметить, что благоверный князь Александр Невский не должен оставаться в нашем сознании лишь героем прошлого, некогда победившим шведских и немецких рыцарей. Не будем этим умалять деяния великого князя. Его образ актуален для России и сегодня, спустя восемь веков после жизни святого. Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Эти ценности носят вневременный характер для любой нации.

Александр Невский не только защитил наше Отечество от нашествия Запада, но и сумел выстроить такие отношения с Ордой, которые обеспечивали сохранение Руси от постоянных набегов кочевников. Это потребовало от него огромной мудрости, дипломатического такта, способности идти против течения. Подвиг Александра Невского — не только на Чудском озере и на Неве, но и там, в Орде, где ему удалось склонить на свою сторону хана и, что самое главное, заручиться его поддержкой.

Политика Александра Невского не встречала полного понимания на Руси, в первую очередь в Новгороде, которым он правил как великий князь. Однако, несмотря на то, что Александр не всегда получал поддержку своего собственного народа, он шел на мудрые и мужественные шаги, которые позволили ему уберечь страну от полного разорения». Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

 

С декабря 2006 в рамках подготовки к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году, реализуется программа «Александр Невский». Одним из проектов программы являются закладка, строительство и освящение храмов во имя святого благоверного великого князя Александра Невского — защитника русской земли — на границах России: на восточной границе страны — в селе Троицкое Анивского района Сахалинской области; на западной границе — в г. Балтийске Калининградской области; на южной границе России храм святого Александра Невского — во Владикавказе; на северной границе России — Троицкий храм с приделом во имя святого Александра Невского на соловецком острове Анзер.

Ю. Пантюхин «Александр Невский»

4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

«Я думаю, промыслительно то, что День народного единства совпадает с этим праздником (Празднование Казанской иконе Божией Матери), потому что народное ополчение взяло образ Божьей Матери из Казани для того, чтобы идти вместе с этой святыней освобождать Москву. После событий 1612 года на Красной площади в Москве был сооружен Казанский собор, который был восстановлен уже в 1990-х годах как памятник освобождения Москвы и преодоления того Смутного времени, которое довлело над Россией» (из Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия)

14 октября. Покрова Божией Матери

14 октября Церковь празднует день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в честь чудесного явления Богоматери во Влахернском храме и избавления Константинополя от нашествия захватчиков. Произошло это событие в 910 году. Уже доподлинно неизвестно, кто именно стоял под стенами столицы – то ли мусульмане, то ли славяне-язычники. Но все источники говорят о том, что в те дни над городом нависла реальная угроза – его окружило вражеское войско, готовое вот-вот ворваться внутрь.

В это время в храме, находившемся во Влахернах, – северо-западном квартале Константинополя, где хранилась одежда Пресвятой Богородицы, – молился один юродивый, которого звали Андрей.

На рассвете, когда богослужение подходило к концу, Андрей увидел в воздухе под сводами собора женскую фигуру, которая в окружении ангелов и святых шествовала над головами собравшихся в церкви людей. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну. Когда же Она стала покидать храм, то сняла со своей головы омофор и распростерла его над верующими.

Заступничество Пресвятой Богородицы спасло столицу от гибели, враги в панике бежали.

Это событие Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан.

Праздник Покрова Богородицы стал на Руси одним из самых любимых, церкви в честь Покрова Божией Матери начали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли, возведенная при князе Андрее Боголюбском.

Аудиоцикл культуролога Анастасии Абрамовой при участии священника Ильи Боярского «ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО» о праздниках в жизни современной семьи. Покров Пресвятой Богородицы. + Сопроводительный буклет

http://krugprazdnikov.ru/2017/10/30/prazdnichnoe-detstvo-pokrov/

http://krugprazdnikov.ru/2017/10/30/prazdnichnoe-detstvo-pokrov-sporovoditelnyj-buklet/

8 октября. День памяти преподобного Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца

«Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают‚ что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребенка‚ отделить его от других на основании проявившихся в нем талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения‚ таланты и сама святость даются человеку от Бога‚ и потому родители‚ а вслед за ними и повествователь‚ прежде всего, прославляют Создателя‚ а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают‚ но не более‚ чем следует лелеять каждого ребенка. Его не освобождают ни от домашнего труда‚ ни от повседневных обязанностей‚ ни от школьного обучения.

Наблюдая за этим обучением‚ мы видим еще одну знаменательную подробность. Любой человек‚ даже святой‚ не представляет собой идеала земного совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный как будто не оправдывает их ожиданий. В житии прямо говорится‚ что Варфоломей учился читать «не прилежно» и «не слушал учителя». Такое отношение к учебе не одобряется‚ но искупается тайной молитвенной просьбой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой просьбы не должно наводить нас на мысль о пренебрежении к труду (им наполнена вся жизнь преподобного). Здесь скорее нужно видеть проявление равной милости Бога ко всякому просящему».

Артемий Ермаков

1 сентября. Донской иконы Божией Матери.

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. В память победы икона стала называться «Донская».

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары уже были около Москвы. Основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь  Федор Иоаннович с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а потом икона была поставлена среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары бежали, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович приказал на месте, где стояла во время битвы Донская икона, основать Донской монастырь (по материалам сайта https://www.pravmir.ru).

 

6 августа. Святых благоверных князей Бориса и Глеба

Святые бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб (в Свя­том Кре­ще­нии – Ро­ман и Да­вид) – пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные как Рус­ской, так и Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью. Они бы­ли млад­ши­ми сы­но­вья­ми свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. После смерти Владимира, Святополк, старший брат Бориса и Глеба, объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. После этого Святополк убил и Глеба. Обманом вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса. Но также предпочел войне с братом собственную смерть.

В чем же со­сто­ял по­двиг свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба? Ка­кой смысл в том, чтобы вот так – без со­про­тив­ле­ния по­гиб­нуть от рук убийц?

«По­двиг крот­кой жерт­вен­но­сти бра­тьев про­из­вел боль­шое впе­чат­ле­ние на недав­них языч­ни­ков сла­вян — о фе­но­ме­наль­ной по­пуляр­но­сти стра­сто­терп­цев сви­де­тель­ству­ет оби­лие со­хра­нив­ших­ся спис­ков жиз­не­опи­са­ний и осо­бен­но вес­ко — ка­но­ни­за­ция: Бо­рис и Глеб бы­ли пер­вы­ми при­знан­ны­ми свя­ты­ми Рус­ской Церк­ви. Но урок, ко­то­рый из­вле­кал на­род из ис­то­рии их стра­даль­че­ства […], вы­гля­дит на пер­вый взгляд неожи­дан­но. Бо­рис и Глеб по­чи­та­лись как по­кро­ви­те­ли рус­ско­го вой­ска, по­мощ­ни­ки на по­ле бра­ни. «Сла­бые», ни­че­го не сде­лав­шие для соб­ствен­ной за­щи­ты, они оста­лись в на­род­ной па­мя­ти как свя­тые во­и­ны, пред­во­ди­те­ли пра­во­слав­но­го во­ин­ства. Этим под­чер­ки­ва­ют­ся очень важ­ные чер­ты об­ли­ка стра­сто­терп­цев. Во-пер­вых, их пат­ри­о­тизм — они не ис­ка­ли сво­ей, удель­ной вы­го­ды, а мыс­ли­ли бо­лее ши­ро­ко, мас­шта­ба­ми стра­ны, все­рьез под­чи­ня­ясь пра­ву стар­ше­го — на нем зи­жди­лась вся фе­о­даль­ная го­судар­ствен­ность. И во-вто­рых, «без­оруж­ная во­ин­ствен­ность» — не в си­ле Бог, а в прав­де. На­сто­я­щая по­бе­да до­ста­лась не Свя­то­пол­ку, про­зван­но­му Ока­ян­ным, а Бо­ри­су и Гле­бу, ко­то­рые рас­счи­ты­ва­ли не на свои си­лы, а на пра­вед­ность и прав­ду» (Свящ. Николай Солодов). (по материалам сайтов https://azbyka.ru, https://foma.ru)

Подборка материалов о Борисе и Глебе

Борис и Глеб как политики

 

1 июня. Благоверного великого князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской

По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя, почитание его как избранника Божия. Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.
Память о Дмитрии Донском жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.
Так, когда в 1480 году в наше отечество вторгся хан Ахмат, Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год.
А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского упоминалось в посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Среди примеров личного благочестия святого Димитрия — его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.
Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века). Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. У них родилось 12 детей.

Материал сайта «Правмир» — Куликовская битва как личное переживание русских художников https://www.pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhivopisnyie-polotna-ee-otrazheniya/

 

25 мая. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Ермоген скончался во времена Смуты в Кремле, занятом поляками. Осаждаемые русским ополчением поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Более девяти месяцев томился святитель в заточении и 17 февраля (по старому стилю) 1612 года скончался мученической смертью от голода.

 

24 мая. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

— Можно ли назвать еще какие-то явления в культуре (помимо непосредственно алфавита), которые были приобретены славянами именно благодаря Кириллу и Мефодию?
— Ну, конечно же, это обретение славянами своего литературного языка, который, например, на Руси просуществовал, в качестве единого во всех сферах жизни, вплоть до начала XVIII века. Это и обретение славянского богослужения и собственной литературы. И, разумеется, главное – перевод на славянский язык Евангелия, так как приход христианства к славянам на их родном языке является явлением настолько глобальным и значимым, что масштаб его сейчас, наверное, мы не в состоянии осознать до конца, поскольку смотрим на ситуацию изнутри по прошествии более чем тысячи лет. Это лучше понимали и ощущали авторы житий святых братьев и их ученики, которые характеризовали это событие словами Библии: «И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы слышать слова Писания, и ясен стал язык гугнивых…» (Житие Кирилла Философа, гл. 15). Здесь нужно отметить, что святые Кирилл и Мефодий осознавали свою миссию как апостольскую, а себя в какой-то мере наследниками апостола Павла, поскольку несли свет учения Христа не какому-либо отдельному народу, а всем славянам вообще.
А.А. Турилов, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН

 

 

6 мая. День памяти святого великомученика Георгия Победоносца

Уже первые киевские князья-христиане много способствовали утверждению почитания святого Георгия Победоносца – и в качестве небесного покровителя княжеской власти, и, шире, в качестве «небесного устроителя» всей «светло украшенной» Русской земли.
Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, основал в Новгороде в 1030 году Георгиевский (Юрьев) монастырь, а в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве рядом с собором Святой Софии каменный Георгиевский храм. Тогда же в память освящения храма князь «заповеда по всей России творити праздник святаго Георгия» – так называемый Юрьев день, или «зимний Георгий» (в отличие от «весеннего», празднуемого 23 апреля/6 мая в память мученической кончины святого).
С XV – начала XVI столетия образ святого Георгия все чаще выступает в качестве общенационального символа – сначала московской, а затем и всероссийской – государственности. С XVIII же века конная фигура святого Георгия Победоносца становится частью государственного герба России («чудо о змие» помещали в щите на груди двуглавого орла) и городским гербом Москвы.

 

21 апреля (вторник Светлой седмицы). Иверской иконы Божией Матери.

Во вторник Светлой седмицы (недели после Пасхи) Церковь чтит память одной из своих святынь – Иверской иконы Божией Матери. Этот образ издавна считается одним из самых почитаемых и в России.

История чудотворного образа начинается с IX века, когда он хранился у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никея в Малой Азии. В то время в Византии было воздвигнуто гонение на иконы и иконопочитателей. В дом к женщине ворвались солдаты. Один из них ударил копьем в лик Богородицы, и из пораженного места истекла кровь.

Спасая образ, вдова пообещала солдатам деньги, после чего вместе с сыном спустила икону в море. Через два века святыня, стоя на воде, приплыла к Афону.

Чудотворный образ на побережье Афона обнаружили монахи грузинского Иверского монастыря, которые до этого несколько дней видели в море огненный столп, восходящий до неба. По преданию, это случилось во вторник Светлой седмицы.

От имени обители, где после этого находится икона – Иверской – она и получила свое название, а от места расположения – над вратами монастыря – стала называться еще Портаитиссою, то есть Вратарницей.

Иверская часовня на Красной площади

В 1669 года список Иверской иконы был привезен в Москву и помещен рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны перед образом собирались десятки тысяч москвичей. А в 1791 году на этом месте архитектор Матвей Казаков построил часовню из камня.

В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

Уважаемые коллеги! Сообщество «Воспитываем человека вместе» открывает новую рубрику: «Толковый словарь педагога по духовно-нравственному воспитанию». Думаем, нам всем будет полезно глубже вникнуть в суть понятий, которыми мы оперируем в своей педагогической деятельности. Особенно это будет полезно при обобщении и описании своего опыта и разработке конкурсных материалов. Мы начинаем и приглашаем всех к сотрудничеству! Интересные мысли и словарные статьи можно присылать на нашу почту metodsistema@mail.ru.

 

***

 

Начнём с основного понятия нашей деятельности «духовно-нравственное воспитание». Рассмотрим сначала составные части этого понятия.

«Духовное воспитание». Психологи В.И. Слободчиков и  Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа».

Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых. Духовность можно определить как благодатность, благочестие, а в высшем проявлении святость. «Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений».

«В нравственном воспитании самое главное – формирование идейной сердцевины личности: гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела». (В.А. Сухомлинский).  Также он  считал, что «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека» и есть нравственное воспитание.

Википедия даёт следующее определение понятию «духо́вно-нра́вственное воспитание»: «В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины».

Предлагаем обратиться к взглядам известных учёных и педагогов на содержание этого понятия.

— Профессор Зеньковский В.В. говорит: «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания». По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».

— Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.: «Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни».

 

***

 

Начиная новую страницу, вернёмся к цитате профессора В.В. Зеньковского, который говорит, что «нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [1, с. 50]. По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека».Предлагаем поговорить об этимологии слова «ЧЕЛОВЕК». Что оно значит в русском языке?

Википедия даёт такое определение: «Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По научным данным, возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.

Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства».Т. Фролов и В. Г. Борзенков в «Новой философской энциклопедии» указывают, что можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:

1.человек в естественной систематике животных;

2.человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;

3.человек в смысле «человеческий род»;

4.человек как индивид, личность.

Нас же будет интересовать духовный взгляд на это понятие. И прежде всего нужно сказать о сакральности русского языка как явления.

«Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана». Вильгельм Кюхельбекер

Вот как рассматривает значение слова «Человек» в своей книге «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» Василий Ирзабеков: «Так что же все-таки означает слово человек? А.С. Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, сотворенного Богом, но и в том, что Слово — это прежде всего имя Самого Бога! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3)». «Пречистыми устами Господа нашего Иисуса Христа оно взывает к нашему с вами Небесному достоинству. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — читаем в Евангелии от Матфея (Мф. 5, 48). «Посему ты уже не раб, но сын», — вторит святой апостол Павел (Гал. 4, 7). Но если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. И это уже родство не только по плоти от ветхозаветного праотца Адама, о котором мы упомянули ранее. Все неизмеримо выше, божественнее, сокровеннее».

Виктор Иванович Слободчиков в работе «В поиске оснований христианской психологии» говорит о следующей проблеме нашего времени: «Расчеловечивание человека. Вот и в новом тысячелетии мы наблюдаем все ускоряющийся процесс дегуманизации человека, все большее наращивание в себе цивильно-технических и инструментально-прагматических измерений собственной человечности. В существующем антропологическом кризисе и в направлениях его разрешения принципиальное значение имеет характер тех или иных гуманитарных практик. И здесь необходимо сделать одно важнейшее позиционное утверждение: всякая практика может считаться гуманитарной, если она является практикой вочеловечивания человека, практикой становления подлинно человеческого в человеке. И наоборот — любая практика не гуманитарна (не гуманна), если она этого не делает, в какие бы человекообразные формы она не рядилась». Следовательно, главной целью педагогики на данном этапе является вочеловечевание человека!

 

***

 

Продолжая разговор, считаем интересным рассмотреть суть понятий «вочеловечевание» и «расчеловечивание» человека, а также влияние педагога на эти процессы.

Святой Ириней Лионский писал: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим».  

В результате двух тысяч лет своего «развития» и отступления от Бога человечество пришло к ужасающей деградации и «расчеловечиванию». Известный русский публицист Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) писал: «Подобно тому, как наступает смерть живого организма, возможна и духовная смерть человека. И этот процесс умирания в человеке человеческого и следует назвать процессом расчеловечивания».

Расчеловечивание – это уход от Бога, процесс духовного угасания и нравственного разложения. Главное – свобода в удовлетворении своих желаний. Человеком должен править не разум, а чувства. Свобода – это когда исполняются все мои желания. Живи минутой. Прочь сомнения о несоответствии своей жизни требованиям законов Мироздания. Нет ответственности, всё безнаказанно. Жизнь – парад случайностей. Итог всё равно один – смерть.  

В.И. Слободчиков считает, что каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия.

Оскар Бренифье (французский писатель, эксперт ЮНЕСКО, директор Парижского института практической философии, специалист по детскому развитию) пишет: «В человечестве всегда присутствует два исторических противоборствующих потока: один очеловечивающий и другой расчеловечивающий. И водораздел между этими потоками проходит по сознанию человека», а принадлежность к тому или другому потоку «является следствием мировоззренческой установки или настройки».

Такую настройку дают ребёнку родители и педагоги («педагог» с греческого — ведущий ребёнка).               

Каким образом педагог может провести такую настройку? На этот вопрос нам отвечает Антон Семёнович Макаренко: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»  

Некоторые учёные (В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.В. Мудрик) рассматривает такую установку как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение, как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».  

Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

***

 

Попробуем в нашем словаре определить понятие «Целомудрие»

Википедия говорит следующее: «Моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях».

Заглянем в толковые словари русского языка.

  • В Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н. целомудрие

определяется как «добродетель, строгость в нравственном отношении».

 

  • С.И. Ожегов в своём словаре даёт два толкования слова целомудрие:
  1. То же, что девственность;
  2. перен. Строгая нравственность, чистота.
  • Владимир Иванович Даль трактует так: «Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

Академик РАО, доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков предлагает иной взгляд: «Целомудрие человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом». «Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей».

 

Что же о целомудрии говорят святые отцы?

Свт. Иоанн Златоуст так говорит об этом понятии:

«Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.»

Преподобный. Ефрем Сирин

«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но, чтобы свободным быть и от прочих страстей».

Святитель Игнатий Брянчанинов так объясняет понятие целомудрия:

«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».

 

***

 

Исходя из вышесказанного, предлагаем рассмотреть понятие «ЛЮБОВЬ».

          Википедия даёт следующее определение: «Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии».

          В русском языке самые разные значения могут быть вложены в это слово: может быть любовь к Родине, к детям, к женщине, к каким-то занятиям (рыбалке, рисованию), каким-то привязанностям и т.д.

          А в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви существует четыре слова: φιλία (фили́я), στοργή (сторги), έ̉ρος (эрос), αγάπη (агапи).

          Филия (φιλία) — любовь дружеская, эрос (ἔρως) — любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь или по определению С. Аверинцева «стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения»); сторги (στοργή) —любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) — любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной). Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение.

***

Любо́вь –

1) одно из имен Божьих, отражающих одно из Его сущностных свойств и указывающих на то, что, с одной стороны, Бог есть Сам в Себе всесовершенная Любовь и с другой стороны, Он изливает любовь на Свое творение;

2) основополагающая христианская добродетель, «совокупность совершенства» (Кол. 3:14);

3) глубокое сердечное стремление одного лица к другому как к представителю противоположного пола; привязанность к кому-либо, чему-либо.

Любовь Божественная

Любовь – одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном Послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога.

Любовь человеческая

Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40).

Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2-3).

Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).

Черты истинной любви

По своим главным чертам христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная.

Евангелие по Матфею (Мт.5:43-48):

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

* * *

протоиерей Валентин Свенцицкий:

Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила.

преподобный авва Дорофей:

…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.

преподобный Амвросий Оптинский:

Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

иеромонах Макарий (Маркиш):

Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу.

преподобный Иустин (Попович):

Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек.

митрополит Сурожский Антоний:

Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой. Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.

ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.

ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.

УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.

ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.

ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.

ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.

БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.

ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.

ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

По материалам сайта «Азбука веры»

 

***

 

Попытаемся раскрыть содержание понятия «Образование». «Всё знающая» Википедия даёт такое определение этому термину: «система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций».

Посмотрим, что об образовании говорили известные люди.

«Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Николай Чернышевский

«Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума». Артур Шопенгауэр

«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Б.Ф. Скиннер

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Константин Симонов

Вот что говорит Википедия об этимологии слова Образование: «Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma)»

Мы же предлагаем взглянуть на это понятие с точки зрения антропологии.

Образова́ние — это, прежде всего, создание образ Божия в человеке. Дорастание человека, творения Божия, до своего творца.

Вот что говорит протоиерей Сергий Коротких: «Образование – это процесс развития (раскрытия) образа Божьего, дарованного человеку свыше от рождения, до индивидуально доступной, но не имеющей предела в своем совершенствовании степени подобия Божьего посредством адекватных и целесообразных средств и методов обучения и воспитания. Ясно прослеживается прямая, закономерная и универсальная зависимость между, во-первых, трехсоставностью человеческой природы как системы, формируемой гармоничным и иерархическим взаимодействием трех сотворенных сущностей…».  

Виктор Иванович Слободчиков (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО) рассматривает Образование как трёхсоставный взаимопроникающий процесс Развития + Воспитание + Обучение.

 

***

 

01.09.2020 вступил в силу Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

            Новые поправки в закон, инициированные президентом, содержат определение понятия «воспитание» и раскрывают механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна стать составной частью всех образовательных программ. Его принятие будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.  

             Приведём ниже словарь, данный в Методических рекомендациях «О разработке программы воспитания».

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.

Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.

Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.

Детское общественное объединениеэто добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.

Детская общественная организацияэто разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.

Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Календарный план воспитательной работы — разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.

Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.

Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.

Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Примерная программа воспитания образовательной организации — учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания образовательной организации — комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.

Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.

Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.

Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.

Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Цель воспитания это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.